Босиком в России

Босиком в России / Новости /

ДУНКАН ЖИВЕТ В ПАМЯТИ

В Париже, на площади Вогезов, открылся мемориальный музей Айседоры Дункан (в этом году исполняется 126 лет со дня ее рождения). Небольшой концертный зал "Larissa" на площади - место одного из первых выступлений "революционерки от балета", или, точнее, от танца. Любимым занятием знаменитой бунтарки были мечты о грядущей гармонии мира, и ее утопии в отличие от утопий политиков бескровны и по-женски уютны. Дункан свято верила, что танец, каким он ей представлялся, - материал для строительства "нового человека" и светлого будущего человечества. В итоге Дункан преуспела в главном: "дунканизм" как принцип телесной свободы вошел в базовую эстетику современного танца и дал миру целое направление - так называемый "американский балет", категорически отвергающий пуанты и пропагандирующий танец естественный - танец босиком. Конечно, Айседору Дункан знают в России, как любимую женщину Сергея Есенина; в свое время петербургском Дворянском собрании состоялся первый российский концерт знаменитой "босоножки", старавшейся доказать устарелость классического танца. Приезда танцовщицы в России ждали как манны небесной: Максимилиан Волошин, видевший Дункан в Париже, подготовил соотечественников хвалебной статьей в модном символистском журнале "Весы". Скандальные слухи о ее неподчинении принятым общественным "условностям", свободном отношении к браку и внебрачной любви только подливали масла в огонь. Гастролерша оправдала все ожидания: ее экспрессивные танцы босиком, отменявшие выворотность, пуанты и геометризм академических поз, претендовали на возврат к "античной простоте" и одновременно к природной естественности, якобы утерянной в "неестественных" балетных экзерсисах. Своеобразие радостных открытых эмоций ее танца и его "философический" подтекст оценили Александр Бенуа, Андрей Белый и Василий Розанов, оставившие хвалебные строки. Все отмечали, что голые ноги крупнотелой дилетантки (Айседора никогда не училась классическому танцу) олицетворяли эротизм и невинность, страсть и скромную женственность одновременно; это на самом деле было зрелище сексапильное и невинное одновременно, торжествующее, как писал рецензент журнала "Новое время", "над старческим лицемерием Европы". Она страстно мечтала создать собственную школу, особенно в советской России, где, по ее понятиям, возникли особенно благоприятные возможности для телесного и духовного усовершенствования. В начале 20-х годов такая школа открылась в Москве. Вместо чаемых "нескольких тысяч пролетарских детей" Айседоре дали сорок девочек и бывший особняк императорской балерины Балашовой. Выделили даже весьма дефицитные дрова - ведь, по канонам дункановского танца, дети должны были привыкнуть "жить босиком" (впрочем, пролетарским детям это было не в новинку - пр. авт.), но мраморные полы особняка были весьма холодны... Через некоторое время разочаровавшаяся в революции и брошенная Есениным революционерка уехала в Европу, а школа, как ни странно, сохранилась аж до 1949 года. Еще несколько лет Дункан жила во Франции, а в 50 лет нелепо погибла, катаясь в гоночном автомобиле Delage и задохнувшись от собственного шарфа, попавшего в колесо. НА ФОТО: сегодня танцы босиком использует не только классические балетмейстеры, но и многие молодежные дэнс-школы!

ДУНКАН ЖИВЕТ В ПАМЯТИ