Босиком в России

Босиком в России / Новости /

ТРИУМФ ВОЛИ И БОСОНОГОЙ ЖИЗНИ

Исполняется год со дня смерти Лени Рифеншталь и ровно 70 лет с момента сьемки фильма, перечеркнувшего ее жизнь.
    
    В этом году исполняется 70 лет со дня выхода в свет фильма «Триумф воли» – гимна нацизму и идее арийского превосходства. Оставляя за скобками художественные и идеологические особенности фильма, нельзя не напомнить, что он был снят одним из самых талантливых режиссером ХХ столетия и сделал из безвестной Хелен Рифентшталь ту самую великую скандальную» Лени Рифеншталь». Фильм стал для нее переворотом судьбы. Из-за него Рифеншталь переживет 30 судебных процессов, проведет три года в тюрьме и два – в психиатрической клинике и всю жизнь будет доказывать свое право оставаться художником, а не “преступно талантливым пропагандистом” и не “любовницей нацизма”. Фильм, которому больше всего будут ставить в вину его совершенство. “Если бы я знала, что этот фильм принесет мне столько горя, я бы ни за что его не сняла!..”
    Странный это был фильм – с точки зрения тогдашней морали и эстетики, даже в сфере, скажем так, далекой от нацизма. Чего стоит, например, пропаганда хождения босиком – а этому в фильме посвящено несколько многозначительных сцен. «Арийская женщина должна ходить без обуви там, где может – бодро звучал закадровый текст – Она должна быть боса, эта белокурая бестия, чтобы родить сильных и здоровых детей… Ей босые ноги тренированы и крепки, они не боятся ни холода, ни ветра…» И под этот, казавшийся позже чрезмерно экзальтированным, закадровый голос по берлинской улице марширует Союз немецких девушек – босые арийки, и камера крупным планом показывает их молотящие брусчатку ступни; действительно, сильные, крепкие и мускулистые. Говорят, Лени придирчиво отбирала «свои ноги» среди немецких пловчих и придирчиво спрашивала их, не носят ли она «Французские туфли на каблуках» – тогда эта мода, считалось, идет исключительно из Франции. Лени уделяла огромное внимание правильной форме ступни и… сама распрощалась с ней уже в сорок лет из-за патологического артрита, обезобразившего ее ступни.
    
    Как это ни странно, но, тем не менее, Лени и босоножество оказались связаны гораздо раньше, чем она сняла злополучный «Триумф воли»! Ее отец, фабрикант, был домашним тираном: “крушил все вокруг, как бешеный слон, если пуговица не застегивалась на слишком туго накрахмаленном воротничке”. Девочка поклялась про себя, что, когда вырастет, всегда будет свободной. И стала учиться “экспрессионистскому танцу” - босиком, в “жанре Дункан”. Узнав об этом, суровый отец выгнал ее из дому. Как вспоминала Лени в книге биографа Эрика Дорна, "…он кричал – босиком танцуют только шлюхи! И ты будешь шлюхой! Я нарочно убегала из дому босая и шлялась босиком по городу, с ватагами мальчишек. И гордо заявлялась домой с черными от грязи пятками, которые под крик отца драила мне наша служанка, фрау Зизе…» Босая девочка, потом девушка… У нее не сложилась личной жизнью – барышню с туфлями в руках никто не мог воспринять, как невесту и будущую добродетельную фрау, мать семейства.
    Однако…и тут не повезло. Выступая первый раз в туфлях на каком-то городском празднике в Голландии, она споткнулась и получила сложную травму колена. Путь в танец был заказан. Неизвестно, горевала ли Лени. Очень скоро, чуть ли не по дороге к врачу, она влюбилась в кино, посмотрев фильм Луиса Тренкера “Гора судьбы”.
    Тогда был такой романтический жанр кино - “горные фильмы”. Будучи волшебной блондинкой арийского типа, Лени Рифеншталь играла роли “прекрасных дикарок” у другого основоположника “горного жанра”, Арнольда Фанка. Фильмы, как утверждают киноведы, были довольно-таки сиропные. Но при этом фройляйн Рифеншталь приходилось играть дикарку, равнодушную к трудностям жизни. «Она спокойно бродила босиком по настоящим ледникам – вспоминал позднее Йозеф Геммер, один из членов съемочной группы – ее босые ноги становились буквально синими и мы с Петером Гайлем растирали их руками, но она выдерживала дубль за дублем… Босой она лазила по скалам, балансируя иногда чуть ли не на пяти сантиметрах поверхности; и говорила, что именно босиком она лучше чувствует скалу… Она хвасталась своими необычайно гибкими, сильными пальцами босых ног и на спор вынимала ими гвозди, забитые Гайлем наполовину в доски пола…»
    
    Впрочем, Лени недолго была просто актрисой. Ее первый фильм “Голубой свет”, вышедший в 1932 году, тоже был “горной сказкой”. Чтобы снять его, дебютантка заложила квартиру и продала драгоценности. Съемки были целиком “натурными”, потому что на павильонные не было денег. Но Лени удалось снять настоящие горы так, как будто они сказочные. Сама сыграла и главную роль - гордой свободной горянки Юнте, очарованной сиянием некоего кристалла. “Жители долины считают мою героиню ведьмой. Она не такая, как другие. Она презирает чулки, ходит босиком по снегу и горным каменистым тропкам, не боится ужей и лягушек – рассказывала Рифеншталь в 1996-м году германскому телеканалу ФАЕ – И все это пришлось проделывать мне – дублеров не было, а когда некто фрау Бабенхаллер, цирковая гимнастка, узнала, что ее босые ноги ждет снег Альп, она отказалась тотчас же! Моя Юнте поверила в красоту голубого света, в его таинственное сияние. И вот, когда свет гаснет, моя героиня оступается и падает в пропасть...»
    “Голубой свет” понравился Адольфу Гитлеру. Узнав, что волшебная блондинка арийского типа еще и режиссер, он предложил Лени Рифеншталь снять документальный фильм о съезде нацистской партии в Нюрнберге. И вот после этого начались году триумфа, а потом – годы забвения и мучений. Ее называли “Любовница нацизма”, зверушка, дикая джоконда, большой художник… За свой триумф Лени расплатилась сполна. И под конец жизни уехала в Африку – снимать документа листику о жизни коренных африканцев в самом центре Черного континента. Вот там, да иногда в частном доме в Йоханнесбурге, часто можно было увидеть седовласую, босую даму в… шортах и клетчатой рубахе. Ненавидя вычурность и обожая свободу и простоту, Лени исповедовала ее до конца своих дней.
    Она прожила 101 год – целый век, полный исторических бурь, несчастий, приключений и утрат, а умерла тихо, во сне, в 2003 году.
    
    На фото: такое фото вполне могло бы украшать альбом фрау Рифеншталь! Босиком – в горах…
    Внимание: с 13 сентября сайт работает в режиме информационного агентства, благодаря получению выходя на информационные источники агентств Reuters, Factiva и SIAC. При опубликовании ссылка на RBF-Информ обязательна!

ТРИУМФ ВОЛИ И БОСОНОГОЙ ЖИЗНИ