Босиком в России

Босиком в России / Новости /

НЕСТАНДАРТНАЯ МАРИЯ. Часть 1.

К подготовке интервью с нашей давней знакомой, новосибирской художницей Марией Чуносовой, мы приступили почти сразу же после её июльской фотосессии в посёлке Ташара Мошковского района Новосибирской области. И получилось так, что интервью оказалось очень объёмным; разбили мы его на четыре части. А так как предполагалось назвать текст «Нестандартная Мария», то и каждую часть мы решили вот так озаглавить: «Нестандартная…». В данном случае перед вами начало – «НЕСТАНДАРТНАЯ ДЕРЕВЕНСКАЯ», так как именно этот вопрос, происхождения и внешнего облика, при публикации фотографий в группе представительства сайта в соцсети ВКонтакте вызвал противоречивые отклики… Кроме того, хорошо, что первый выпуск подоспел как раз к тому времени, когда «Энциклопедия моделей Студии RBF», мегапроект «Вспомнить всех!» подошёл к букве «М», то есть к Maria Paint, к псевдониму нашей героини. Итак, с Марией Чуносовой беседует шеф-редактор портала «Босиком в России», Игорь РЕЗУН.

Откровенные интервью моделей Студии RBF - только на сайте "Босиком в России"! Фотосет "Чёрный дом", 2018 г.. Новосибирская область, Мошковский район, посёлок Ташара. Фото Студии RBF. Фотосет "Чёрный дом", 2018 г.. Новосибирская область, Мошковский район, посёлок Ташара. Фото Студии RBF. Фотосет "Чёрный дом", 2018 г.. Новосибирская область, Мошковский район, посёлок Ташара. Фото Студии RBF. Фотосет "Чёрный дом", 2018 г.. Новосибирская область, Мошковский район, посёлок Ташара. Фото Студии RBF.

НЕСТАНДАРТНО ДЕРЕВЕНСКАЯ

- Первый вопрос я задам такой – повторяя замечание нашего читателя, Бориса Островского: не похожа ты на «деревенскую девчонку». Скорее, на скромную студентку. Как тебе. Получается, из ташаринской «деревенской девчонки», по определению простой-безыскусной и наивной, удалось превратиться в по-настоящему интеллигентную женщину?

- Странный вопрос, звучит прям-таки, как «как ты докатилась до жизни такой?» Как ты стал тем, кем стал? Вопрос длинною в жизнь…

На самом деле же, тут всё зависит, от того, какой смысл мы вкладываем в слова. Вот понятие «деревенская», ты почему-то расшифровываешь, как простая, безыскусная, наивная.

- Минутку, минутку, можно прервать? Именно ТАК я и говорю. Ты не забыла, как называется первая часть нашего интервью? «Нестандартно деревенская». Если и разрушать стандарты, то отталкиваться нужно как раз от них. А это тренд, это общепсихологическая, общелитературная традиция, что у Астафьева, что у Быкова, что у Липатова. Что в кино… Деревенская, наивная в жизни, не знающая «городской» подлости, ханжества, лицемерия и бла-бла-бла. Где я не прав?

Первый сет Марии в комплексе "МИРА". 2016 г. Ещё тогда мы пришли в восхищение от этих стройных, длинных, великолепных ног... Фото Студии RBF. Первый сет Марии в комплексе "МИРА". 2016 г. Фото Студии RBF. Первый сет Марии в комплексе "МИРА". 2016 г. Фото Студии RBF. Первый сет Марии в комплексе "МИРА". 2016 г. Фото Студии RBF. Первый сет Марии в комплексе "МИРА". 2016 г. Фото Студии RBF.

- Да не собираюсь я разрушать чужие стандарты! Хочется жить среди них – пожалуйста. Кто я такая, чтобы мешать этому. Просто у меня другое видение ситуации, и я не собираюсь никому его навязывать. Я видела немного другую картинку, нежели ты описываешь, поэтому так и говорю.

Если говорить о детях,  а ты спрашиваешь о девчонке, то, на мой взгляд, большинство детей такие: простые, без заморочек, наивные, безыскусные. Это уже взрослая жизнь делает из этих детей сложных, искушенных, циничных, сомневающихся личностей. Жизненный опыт, который не проходит даром и оседает непомерным грузом на плечах у этих самых личностей.

Но ведь некоторым удается дожить до взрослого состояния с этими качествами, несмотря на разнокалиберный опыт, сохранить в себе эти самые детские черты характера. Но если я умею по-детски наивно смотреть на мир и верить ему, то это не исключает присутствия жизненного опыта и хорошей доли настороженности и цинизма. И если кому-то захочется обмануть мою детскую наивность, то он рискует «просто и безыскусно» получить от меня под дых, чтобы неповадно было.

Но вот, кстати, я бы не советовала делать поспешных выводов, что в детстве я «по определению» была простой-безыскусной-наивной. Это к слову. Во-первых, ты не знаешь, какой я была в детстве.

А во-вторых… Человек ведь рождается, уже имея какой-то заложенный в себе потенциал. И этот потенциал, как навигатор ведёт его по жизни, формируя характер, привычки, увлечения, общение. И постепенно из того, кем ты родился, из того заложенного в тебя базиса, вырастает цельная личность. Но это же процесс постепенный, а не внезапный. Очень сложно представить, что человек в детстве был одним, вырос – стал совершенно другим, чуть ли не противоположностью.

Во время фотоконкурса "Босиком в Европу". Фотосет "Убить Билла", 2016 г., в студии  WhiteStudio.  Фото Студии RBF. Фотосет "Убить Билла", 2016 г., в студии  WhiteStudio.  Фото Студии RBF. Фотосет "Убить Билла", 2016 г., в студии  WhiteStudio.  Фото Студии RBF. Фотосет "Убить Билла", 2016 г., в студии  WhiteStudio.  Фото Студии RBF. Фотосет "Убить Билла", 2016 г., в студии  WhiteStudio.  Фото Студии RBF.

- Ох, не надо. Не надо! Мне – не сложно представить. Я ведь начал учиться в 1985-м в Пединституте, расположенных на хреновых выселках славного Новосиба – это сейчас там супермагаполис, а тогда было такое советское говнище, с частным сектором с одной стороны и «комсомольской стройкой» ТЭЦ-5 – с другой. И каждый первый курс – из Коченёво, Мошково, Кочковского района, Колыванского… Бытовой сифилис по столовой – валом, потому, что руки не привыкли мыть. В общагах – трах до небес, потому, что дорвались без мамки. На занятиях двух слов связать не могут, и не на иностранном языке – на нашем, русском. А вот в пятому курсу, ё-маё, городские девочки, две трети – стопроцентные хищницы, гламур рулит, можно в высший свет прям щас… Я видел это всё СВОИМИ глазами. И как типично городские опускались в общагах до состояния толстопопых баб в засаленных халатах.

- Вот я как бы тоже «из деревни», но, тем не менее, руки привыкла мыть, да и среди знакомых моих, как ни странно, это принято всегда было. А про то, что дорвались без мамки, так возьми того же городского или городскую и посели в ту же общагу подальше от мамки, так тоже самое и будет. Ну и про «двух слов сказать не могут». При чем тут деревня? Ну, к примеру, те ученики, которые из нашей школы выпускались с тройками, потом в городские ВУЗы поступали на отлично. Я говорю про то время, когда ещё было больше возможностей поступить именно за счет знаний, а не за счет бабла. 90-ые примерно.

По крайней мере в конце 90-х поступали те люди, которых я лично знаю. А вот городские дети, ровесники наши, тоже в это время поступали и с гораздо меньшими успехами. Из нашей, допустим, школы выпустилось столько умнейших людей, закончили ВУЗы, стали программистами, учеными, физиками, переводчиками и т.д. Так что, про «двух слов связать не может», не соглашусь, что это привилегия именно деревенских.

Нас, наоборот, в пример городским детям ставили, как мы учимся, общаемся. А они до сих пор это вспоминают. Наверное, им было обидно. И на тех примерах, которые я видела перед глазами, я и могу наблюдать, что не было какой-то тотальной трансформации: был лапоть необразованный, а стал модный мажор. Я не спорю, что такие люди встречаются, не без этого, но не стоит всех под одну гребенку.

А если говорить именно о стереотипах, присутствующих в обществе, как-то «деревенская» или «интеллигентная», так тут же тоже всё очень не однозначно. Если выросла в деревне, это не значит, что априори обрела повадки фермерши или базарной торговки. «Деревенских» людей и среди городских жителей полно, среди тех, кто родился и вырос в городе, в этом «оплоте цивилизации», а деревню только в кино и видел.

Безупречные худощавые ступни - мечта многих мужчин!  Фото Студии RBF. Фотосет "Чёрный дом", 2018 г.. Новосибирская область, Мошковский район, посёлок Ташара. Фото Студии RBF. Фотосет "Чёрный дом", 2018 г.. Новосибирская область, Мошковский район, посёлок Ташара. Фото Студии RBF. Фотосет "Чёрный дом", 2018 г.. Новосибирская область, Мошковский район, посёлок Ташара. Фото Студии RBF. Фотосет "Чёрный дом", 2018 г.. Новосибирская область, Мошковский район, посёлок Ташара. Фото Студии RBF.

Тоже самое и с понятием «интеллигентная». Что входит в это понятие? Любовь к эстетике, красоте, искусству, книгам, стремление к знанию, умение уважать собеседника, вежливо общаться. Так для того, чтобы проявить в себе это, необязательно расти в городе. И в деревнях есть и школы, и библиотеки, и прекрасные учителя, а в наше время ещё и интернет. Живи, учись, развивайся, общайся, пожалуйста, всё для тебя! И какая разница, где ты находишься. Не спорю, что окружение имеет какое-то влияние на развитие личности. Но не первостепенное. Мне кажется, что, во-первых всё зависит от семьи, где ты родился, во-вторых от воли человека. Мои родители оба рисовали когда-то, писали стихи, тоже оба, в доме было много книг. Всё это я впитывала с детства.

- Так вот тут вот и зерно истины! Ты была «деревенская» и могла пойти по этой же стезе. Но не пошла – значит, ты «инаковая» с детства была. Я вот и пытаюсь нащупать… Осознавала, не осознавала? Или просто – так вот сама по себе, тайным волшебным образом?

- Конечно же тайным волшебным образом, как иначе? Шутка, конечно… Не понимаю твоих формулировок. Была «деревенская», могла пойти по этой же стезе. По какой «этой же»? Коров доить? Так не было у нас коров? Поле пахать? Так и поля у нас не было, так, скромный огород, который и сейчас существует. И я занимаюсь им, и овощи выращиваю, и не становлюсь при этом фермершей.

Тогда уж лучше сказать, что родилась и выросла я не в деревне, а в поселке. Немного разные понятия.

«Инаковая с детства», вот про это я и говорю. Не была одной, а стала другой, а всегда была такой. Не превратилась из наивной, простой-безыскусной, «по определению», девочки в по-настоящему интеллигентную женщину, а раскрыла изначально заложенный в меня потенциал. Про это я выше и говорила, что не стоит делать поспешных выводов о том, какой я была в детстве, просто по чьему-то «определению».

Также конкурсное задание ФК "Босиком в Европу" - PinUp. 2016 г., в студии  WhiteStudio.  Фото Студии RBF. Фотосет "PinUp", 2016 г., в студии  WhiteStudio.  Фото Студии RBF. Фотосет "PinUp", 2016 г., в студии  WhiteStudio.  Фото Студии RBF. Фотосет "PinUp", 2016 г., в студии  WhiteStudio.  Фото Студии RBF. Фотосет "PinUp", 2016 г., в студии  WhiteStudio.  Фото Студии RBF.

А так, конечно, интересно, как люди тебя видят, какие понятия приклеивают. Я могу быть разной. Сейчас я такая, потому что я выбираю быть такой, мне это интересно. Могу быть другой угрюмой, безумной, антисоциальной, никто же не знает, какие черти, на самом деле, водятся в моём омуте. И люди очень часто совсем не те, кем кажутся или хотят казаться. А так-то, у нас вся Россия из деревни выросла…

- Выросла! Именно так! Я вижу это по моему «Поколению-50». Отсюда, кстати, мой взгляд, и многие свинцовые мерзости российской жизни – а с другой, и много хорошего, оберегающего от окончательно обращения в америкосов или выхолощенных европейских индивидуалов…

- Ну, каждый сам выбирает, как ему смотреть на жизнь.

- Ну, тогда и к впечатлениям детства. Ты босиком гоняла часто – где, как? Ссадины, порезы, царапины были?

- Босиком мы ВСЕ бегали часто. Когда под ногами не асфальт, а земля и трава, как ни бегать босиком, тем более ребенку. Когда ты выходишь не на лестничную площадку, а на собственный двор или огород, так про существование тапочек иногда вообще забываешь.

Налюбоваться красотой этих ступней невозможно... Фотосет "Чёрный дом", 2018 г.. Новосибирская область, Мошковский район, посёлок Ташара. Фото Студии RBF. Фотосет "Чёрный дом", 2018 г.. Новосибирская область, Мошковский район, посёлок Ташара. Фото Студии RBF. Фотосет "Чёрный дом", 2018 г.. Новосибирская область, Мошковский район, посёлок Ташара. Фото Студии RBF. Фотосет "Чёрный дом", 2018 г.. Новосибирская область, Мошковский район, посёлок Ташара. Фото Студии RBF. Фотосет "Чёрный дом", 2018 г.. Новосибирская область, Мошковский район, посёлок Ташара. Фото Студии RBF.

А ссадины, порезы и так далее, так куда же без них. Покажи мне того ребенка, чьё детство обошлось без них. Это неотъемлемая часть детства, хоть обутого, хоть босоногого.

- Ой, ну вот так и вертится на языке: а «часто» - это как? Это где, когда и по сколько? Ну, с утра – мам, я погулять, побежала босиком, ага, понятно. А если к соседу зайти, соседке? А в магазин? А в город поехать? Я ведь хочу ограничения нащупать. Где тебе могли сказать – или ты сама решала: тут босой нельзя, я пошла обуваться…

- По вторникам и четвергам с десяти до восьми, в районе ташаринских улиц,  Ленина, и немного по Заводской. Такой ответ тебя устроит? Помню я что ли, когда, по сколько. Не обращалось на это никакого внимания. Ну обулся так обулся, босиком так босиком. Какая разница? Может у других это по-другому было, я воспринимала это таким образом. И к соседям зайти можно босиком, и в магазин, какие проблемы?

С таким же успехом могла любые другие улицы назвать, возможно, даже не существующие… Да, асфальтовых тротуаров у нас в Ташаре нет, асфальт только в центре, да и то, без тротуаров, а непосредственно сама дорога. Остальные улицы сейчас почти все засыпаны гравием, а раньше была обыкновенная грунтовая дорога. Разделить дорогу на нашей улице на проезжую часть и тротуары очень проблематично, это же деревенская, прости, поселковая улица, не город. Просто есть дорога, есть тропинка, поросшая мягкой травкой. Но мы играли по всей территории улицы, не разделяя на проезжую часть и нет. Тем более раньше и машины-то редко ездили, мало их очень было, несколько раз в день может проедет, а может и нет. Так что какая уж там проезжая часть, просто улица.

А в город мы ездили очень редко, на самом деле. Хорошо, если раз в год получалось, а иногда и такого не было. Обутые ездили. Но если вдруг в городе мне хотелось разуться – я разувалась, никто мне не запрещал, не приказывал сейчас же обуться.

Фотоэкспедиция в посёлок Ташара Мошковского района, где и живёт Мария со своим мужем Денисом и двумя дочерьми. Фото Студии RBF. Ташара, фотоэкспедиция, 2018 г. Фото Студии RBF. Ташара, фотоэкспедиция, 2018 г. Фото Студии RBF. Ташара, фотоэкспедиция, 2018 г. Фото Студии RBF. Ташара, фотоэкспедиция, 2018 г. Фото Студии RBF.

- И кстати, ты в детстве-то в платье бегала или как сейчас, в джинсах всю дорогу?

- «Всю дорогу в джинсах»... М-да.. Джинсы были надеты именно когда ты приехал и именно потому что ты приехал, чтобы фотографировать было удобнее. Я джинсы, на самом деле, вообще не люблю и о-очень редко их надеваю. Если говорить о штанах, то предпочитаю-таки брюки. А так-то в юбках я хожу не меньше, чем в штанах, а люблю их даже больше. Просто я помню прошлый день города, когда мы с тобой встречались для фотосессии, и я была в длинной юбке, ты сказал, что для фотографирования это не совсем удобно.

Именно поэтому в честь твоего приезда из шкафа были изъяты джинсы, и именно поэтому я и спрашивала, как я в них смотрюсь. Не привыкла я к такой одежде. А так, если напомнить: и на Знаках я была в платье, помнишь? И в фотосете «Убить Билла». И в центре Мира. В штанах ты меня, наверное, только на фестивале видел. И то, кстати, не в джинсах. Так это вопрос практичности.

- С кем ты чаще всего играла – с девчонками или мальчишками и во что?

- Чаще всего я играла одна…Где тут ржущие смайлики поставить можно? Или интервью будет без смайликов? Эх, зря. Значит «ха-ха».

Босиком по колючей от камней ташарской улице... Вот тут девочкой Мария и бегала босиком круглый день! Фото Студии RBF. Ташара, фотоэкспедиция, 2018 г. Фото Студии RBF. Ташара, фотоэкспедиция, 2018 г. Фото Студии RBF. Ташара, фотоэкспедиция, 2018 г. Фото Студии RBF. Ташара, фотоэкспедиция, 2018 г. Фото Студии RBF.

Нет, на самом деле так. Были у меня, конечно и друзья-подруги-одноклассники и даже брат родной был и есть, но больше всего мне нравилось находиться в одиночестве.

Ходили, конечно, с друзьями-подругами друг к другу в гости, были какие-то общие игры-развлечения: куклы-домики-войнушки-догонялки-отгадалки-вышибалки и прочая и прочая. Но всё это было по типу: есть – окей, поиграем. Нет – тоже окей, не расстроюсь. Пойду читать, рисовать, придумывать, фантазировать или что-то ещё. С самого детства не жаловалась на недостаток воображения и поэтому скучно с самой собой никогда не было.

- Вот и опиши игры, в которые вы чаще всего босиком играли. У наших писателей-деревенщиков есть про это…

- Не могу описать в какие именно играли босиком, потому что сегодня босиком играем, а завтра обутые. Не было у нас конкретно босоногих игр.

А дружили мы всегда как-то все вместе, и мальчишки, и девчонки. У нас в детстве летом собиралась очень хорошая компания, когда приезжали друзья из города к бабушке на каникулы, и нам было интересно как раз всем вместе.

"Троица". Холст, масло, 2017 г. Картина Марии Чуносовой. "Дитя Ночи", 2018 г., Холст, масло. Картина Марии Чуносовой. Фрагмент картины. Ступни Мария всегда очень чётко рисует - понимая их тайный эротизм... "День шестой", Холст, масло, 2017 г. Картина Марии Чуносовой. "Преображение", 2015 г., холст, масло. Картина Марии Чуносовой.

- Нельзя не обойти вниманием и такой бытовой вопрос: наверняка у твоих родителей хоть какая-то домашняя живность была – куры, свинья, коза, корова… Каждый раз, когда  заходит разговор об этом, читателей интересует: туда, в птичник, на куриный помёт – или в хлев, или в стойло, ты босиком заходила, или, как нынче в «деревне» принято, в резиновых сапогах да галошах на босу ногу?

- Да, живности было немного, пара хрюшек, курочки. И да, туда, в птичник, я заходила именно «в резиновых сапогах да галошах на босу ногу». Не вижу в этом ничего странного и не понимаю твоего циничного отношения в словах «нынче в деревне». Да какая разница, нынче или не нынче? Такое чувство, что ты хочешь сказать, что вот ра-аньше, «настоящие» деревенские жители и к корове в стойло, и  поросят кормить, и в поле траву косить - всюду босые ходили. Не то, что нынче, понадевают галоши! Деревенские, тоже мне, птичьего помета боятся! Ишь!

- Стоп, стоп, стоп! У меня ведь не только воспоминания 85-го года в голове. Я ведь исследовал этот вопрос. Я ведь разговаривал с деревенскими. Которые примерно в конце семидесятых – начале восьмидесятых из-под Искитима в город перебрались. Да, я тебе кучу примеров могу привести: в конюшне – босиком. Вообще не вопрос. К корове – да, многие заходили. По куриному помёту, в птичнике – тоже. Господи, я знаю примеры, как выгребную яму в частном секторе девчонки босиком чистили… Ноги помыл и всё.

Вот чего ты возмущаешься? Значит, ты застала тот же период городского комфорта и стерильности, который нормальную деревню с её нормальными, естественными пропорциями «грязи – не грязи» сначала изнасиловал, а потом убил совсем. Когда в головы заложил все эти «полуклические» нормы санитарии.

- Видимо так, я выросла уже не в «нормальной» деревне, а в оцивилизованной. Да к тому же не в деревне, а в посёлке, кстати, вообще ужас какой! Как со мной можно говорить про деревню. Настоящей деревенской жизни я всё-таки не нюхала, навоз босиком не убирала, выгребные ямы босиком не чистила, руки перед едой мыла. А ещё «деревенская» называется. Кошмар сплошной. Да и росла я, страшно представить уже в девяностых годах, когда не то что город начал насиловать деревню, а сама выхолощенная Европа добралась до деревенского естественного быта. И как давай его иметь своими цивилизованными искусами! Так что какая я деревенская после этого?

- Ты уж прости… но ты ведь сама коровий помёт босыми ногами на фотосессии трогать отказалась. А я знаю моделей, которые по щиколотки в него прыгали. Без вопросов. Тёпленький, и для кожи полезно!

- Ну прыгали – и слава богу, молодцы. Пусть прыгают, если хотят. Мне сейчас что, стыдно должно стать за то, что я в коровью лепёшку не наступила, да ещё и «фи» сказала? Так мне не стыдно. Не спорю, что фотографии бы получились "ах" для любителей остренького, эпик просто, так я не преследую цели хапнуть хайпа любым способом.

Как-то так я сейчас до конца поняла эту твою фразу и не понимаю такого отношения. Вот с бабушкой разговаривала, которая родилась и выросла в деревне. Хозяйство большое было: коровы, овцы, свиньи, птица разная, и за всеми ними она помогала ухаживать с самого детства, как обычно в деревне и происходит, тем более в больших семьях, где много детей. Так обутые ж все были, в те же самые галоши или сапоги, и, кстати, зачастую именно на босу ногу. И что в этом такого? Они перестают быть «настоящими» деревенскими что ли? Не понятно.

- И опять я нуден буду. Давай эксперимент поставим: я зайду в стойло босиком, а ты в галошах на босу ногу. Часок поработаем, навоз выгребем в две руки. У кого ступни ЧИЩЕ будут?! Одинаковы будут. Потому, что это всё – также и в галоши пролезает. Только в сапогах резиновых до колен – вот тогда чистые пяточки. В итоге: практический смысл какой?! Ну-ле-вой. Тогда для ума: «я приличная, я вот в говне не топчусь!». Ноги обоим мыть придётся – с мылом.

- Практический смысл может быть в том, что кому как удобнее. Я вот даже в огород не всегда босиком хожу, более того, в тапках даже чаще. Представляешь? Ужас же, не иначе!

Не знаю, как ты, но, допустим, я не всё и не всегда делаю из соображений практичности. Иногда просто потому что мне нравится делать именно так, иногда потому что удобнее так, хотя может быть не практично, иногда исходя из мыслей: а что и как я хочу сейчас? И иногда то, что я хочу совсем не практично и, тем не менее, я делаю так как я хочу.

- Разумеется, детский  взгляд аберративен, многие вещи «размываются», к тому же само ощущение детства красит всё розовой краской… И всё же – что изменилось в ощущениях после детства, после твоего детства? Что теперь не так и чего уже не вернёшь – не в себе самой, разумеется, а во внешнем мире?

- Не очень нравится, когда по каким-то вопросам очень философского характера, люди выражают своё мнение, употребляя слова «разумеется», «по определению» и в таком роде. Таким образом они своё мнение возводят в догмат, что вот только так и никак иначе. И сразу прям хочется спросить, а почему «разумеется»? Это кто уразумел сие? Если это мнение одного или нескольких человек, это ещё не значит, что это «разумеется» или существует «по определению». Так и хочется сразу оспорить утверждение, начинающееся с подобных слов. Но я не буду, не хочется сейчас начинать диспуты на данную тему. Мир слишком неоднозначен и многогранен, чтобы в нём что-то «разумелось».

- Да ты можешь мне вообще на это не отвечать. У меня за спиной два года изучения практической психологии – был тогда в Педе такой факультатив, я его посещал от звонка и до звонка. Плюс около двадцати практикумом психологических, то, что «семинарами» называется, трёхдневных… И я знаю, что дети чаще всего помнят всё хорошее из детства – даже из детдомовского, даже из семей отпетых алкашей. Защитная реакция психики. Вот и поэтому детский взгляд аберративен, потому – и «разумеется».

- Да и карты тебе в руки. Кто ж я такая, чтобы спорить с тем, что «разумеется». Пусть себе «разумеется» спокойно. Это не означает, что я согласна с этим, но спорить не буду.

Поэтому я лучше отвечу на вторую часть вопроса. Что теперь не так и чего уже не вернёшь…. Даже не знаю... С одной стороны всё, конечно не так, мир же не стоит на месте, развивается, поэтому не так уже всё. Всё изменилось. Но если в вопросе «чего уже не вернёшь?» ты подразумеваешь сожаление о том, что было, то его нет. О чём я жалею, как об ушедшем? Ни о чём. Ну ушло и ушло, приходит прекрасное новое. Мне не интересно жалеть об ушедшем о том, что невозможно вернуть. Зачем?

Ну и вообще, если говорить о том, что изменилось в ощущениях после моего детства. Сам этот вопрос ставит меня в тупик. Так и хочется спросить в ответ: а что, детство уже закончилось? А когда? Чёрт, а я и не заметила.

Я же воспринимаю мир изнутри себя, и «Я» всегда есть Я. Не было меня маленькой, меня-ребёнка и нет меня взрослой. Есть просто Я, и это Я смотрит на мир примерно с одной и той же позиции. В детстве у меня же не было ощущения, что я – ребёнок. Я просто есть, и я внимательно и серьёзно изучаю этот мир и пытаюсь понять, для чего я здесь появилась и как здесь нужно жить. Но так было в детстве, так есть и сейчас. Информации в моей базе данных, конечно, прибавилось, но мой взгляд на мир, моё отношение к нему осталось таким же. Несмотря на то, что детство кончилось. А может оно не кончилось? Где эта граница? Она весьма условна. Некоторые люди до старости детьми остаются, несмотря на количество прожитых лет и полученного опыта.

- Оу, я это уже слышал. От многих. А тебе не кажется, что это вот тоже ложь и самообман? Маленькая собачка-де – до старости щенок… И вот такие «наивные», оставившие в себе это «детство», они в 45 оказываются то в сектах, то деньги мошенникам отдают, то влипают в идиотские ситуации (которые и по их ближним бьют!). И верят всякой хрени из Интернета о том, что земля на самом деле – плоская, всей нашей истории 600 лет, миром правит «мировое правительство», а Пушкин – масон и убили его тоже масоны за то, что выдал страшную масонскую тайну… То есть это просто синоним обыкновенной глупости и недалёкости, то что многие люди лелеют в себе под видом «детской наивности». Горючий материал для очередного майдана. Так твоё-то «деццво» в чём? Практически в чём проявляется?!

- Да, согласна, что зачастую под видом детской наивности скрывается банальная глупость и недалекость. Но под понятием «деццво» (между прочим, от некоторых твоих формулировок прям материться хочется… и матерюсь, конечно, хорошо, что ты не слышишь) я подразумеваю интерес к миру, как это у детей хорошо проявлено, увлечённость, открытость новому. Но это не исключает наличие критического мышления и умения анализировать и оценивать ситуацию, как это свойственно взрослым. Просто есть люди, которые прям такие уже взрослые-взрослые, такие выросли, такие посерьёзнели, такие все прям дяди и тёти: умные, серьёзные, ответственные, куда деваться. А в мозгах такие шоры стоят, такие догматы и ограничения, неумение посмотреть на мир под другим углом. Такое чувство, что и детьми-то они никогда не были, настолько прочно они все эти качества в себе задавили. Мне кажется, что уметь смотреть на мир широко открытыми глазами, как в детстве, с удивлением и радостью – это очень прям никому не помешает. Главное, чтобы этот детский взгляд на мир не был единственным способом его воспринимать. Иначе да, секты, мошенники, масоны, плоская земля и иже с ними

- Интересно, за что в детстве тебя наказывали и как?

- Не интересно. Кому это может быть интересно и с какой целью? Очень странный вопрос. Не наказывали меня в детстве. Так безнаказанная и выросла.

- Мне – интересно. Наказание – отражение шкалы ценностей. В одной семье наказывают за разбитую банку варенья, в другой – за самовольную отлучку из дома до ночи; в третьей – за  курение, в четвертой – за наркоту, в пятой – за мастурбацию ночью… в шестой вообще, как в Израиле, ни за что не наказывают, а в итоге – и от тех, и от других тюремные сидельцы. У которых что-то не так с преступлением и наказанием, с совестью и моральным долгом. Вот и я хочу услышать – за что могли бы наказать?

- За что могли БЫ, не знаю. Может я просто не сделала того, за что могли бы наказать. Да и брат мой, тоже как-то не удосужился сделать что-то, что прям достойно наказания в глазах наших родителей. А так, мне кажется, ниже я вполне ответила на этот вопрос...

Понимаешь, у нас в семье было принято разговаривать, обсуждать поступки, причины и следствия и учиться делать выводы. Если что-то кому-то не нравится, всегда можно обсудить, попробовать найти компромисс. Хотя пару раз за детство я даже в углу постояла, но, честно говоря, абсолютно не помню за что. Помню ощущение, что на самом деле заслужила это, что была не права. А саму причину не помню.

- Какие уроки ты извлекла из своего личного, детского воспитания, став мамой?

- Моя мама была потрясающая женщина, очень мудрая. Но сказать, что я осознанно перенесла опыт своего детства на опыт своего материнства – я не могу. В воспитании детей у меня не было подобного понимания, что я делаю что-то, потому что мама так делала, что воспитываю детей так, потому что меня так воспитали. Ну, или наоборот, что, допустим, в моём воспитании было что-то, что мне не понравилось, поэтому я точно не буду так воспитывать своих детей.

Нет. Если я что-то и переношу из своего детства на своё опыт материнства, то только подсознательно и не могу об этом сказать. К воспитанию детей, как к жизни в принципе, я стараюсь подходить с точки зрения осознанности. Не просто что-то делать на автомате, потому что сама уже имею этот опыт в своем детстве, а исходя из размышлений: а как лучше поступить в какой-то ситуации? А нужно ли это? Что это принесёт? Своевременно ли это? И тому подобное.

- Опять стоп! Опять нелогичность. То ты, понимаешь, «переносишь подсознательно», то «подходишь осознанно». Тут помню, а тут не помню… так не бывает, Маша! Ты либо мне врёшь, либо себе. Ты уж определись. Что там конкретно осознанно, а что нет. Ты вот шлёпала своих детей – осознанно или неосознанно? А почему и за что?

- Бывает, представляешь! Ещё и не такое бывает. Объясняю же: я стараюсь подходить к воспитанию детей осознанно, а то, что проявляется подсознательно, так его и сложно отследить, потому что оно из подсознания.

Может что-то и проявляется. Про шлепанье. Не практикуется оно у нас в семье. Ни за что. Если какой шлепок мелкой по попе и может прилететь, так это для того, чтобы обратить на себя внимание, если она разбушевалась, допустим. И это не с целью наказать, побить, сделать больно. Наоборот, стараюсь силу контролировать, чтобы не болезненно было, а просто ощутимо, для переключения внимания на себя. Голос повысить ещё могу, и то опять же для привлечения внимания, а не для того, чтобы конкретно наорать, эмоции выплеснуть.

- В твоём детстве, как ты думаешь, проще было встретить босого взрослого в городе – или в деревне, в Ташаре, чем сейчас?

- Да кто бы знал, проще не проще. Хоть в городе, хоть в деревне, по-моему, одинаково. Может, сейчас даже проще встретить босоногого в городе, чем в деревне. Не видела я, чтобы наши жители босиком ходили по деревне. Причем ни раньше, ни сейчас. Только дети иногда босиком носятся. Так это тоже как было, так и осталось.

В городе в детстве босых людей я тоже не видела, а сейчас вот иногда встречаются. Может, благодаря тому, что теперь есть босоногие движения? То есть, если рассматривать раньше и сейчас – то в деревне, на мой взгляд, ничего не изменилось, а в городе стало более возможно встретить босоногого человека.

- То есть возвращаемся: детям можно, какой с них спрос, они ж неразумные твари Божьи, а вот взрослым – неприлично уже! Обликом морале, что люди скажут, «опчество»… Да?!

- Так взрослые на то и взрослые, чтобы в ограничениях жить. Так у нас в «обчестве» принято, так и живут. Закон стадности. Принцип выживания. Всё очень логично и обоснованно с точки зрения эволюции. Что в этом странного? Ты хочешь, чтобы все были такие как ты или я? Так это нонсенс, не будет этого. И, мне кажется, ты сам это понимаешь. Так чего возмущаться-то?

- А если взять школу? Наверняка, это была простая советская школа – где босиком можно было только на физкультуре? Твои одноклассники или ты, позволяли себе какие-либо «босоногие выходки»?

- Ну да, простая, советская, к тому же деревенская. Но на уроках физкультуры мы занимались в кроссовках, а не босиком.

- Стоп. Я вот почему сказал – «советская»? Потому, что я – учился в советской. На тот момент хорошей весьма. Так вот, в зал спортивный пускали либо в КЕДАХ, либо босиком. Ибо там чисто, моют и пол хороший, лакированные доски. У нас даже завуча в зале один разули, и французов (гостей школы по обмену – пр. авт.) – РАЗУВАЛИ, если они пёрлись в своих поганых уличных кроссовках в спортзал. И мои сверстники БОСИКОМ занимались, если забыли спортивную обувь – чтобы пару за пропуск занятия не хватать. А у вас таких случаев не было, да? Или требований таких не было?

- Да, кстати, а я в советской, по сути, проучилась-то всего пару лет. А потом всё, не стало союза, соответственно, и школы стали уже не советскими. А что, учитель по физкультуре так и выражался про «поганые уличные кроссовки»? В весьма хорошей школе? Учитель?

- Это я так выражаюсь, Маша. Я! я могу себе это позволить, я впервую очередь журналист и резких выражений не боюсь… Учителя, если что, вежливо говорили.

- Нет, у нас требований таких не было, а чтобы кто-то занимался босиком – я не помню. Наоборот забытые кроссовки служили причиной не ходить на урок. Двойку не ставили, если подойти к учителю и объяснить, что кроссовки забыты, поэтому заниматься не могу. И спокойно потом весь урок сидеть на лавочке или в раздевалке.

И «босоногих выходок» у нас не было, потому что не было особого запрета на это. Можно было и на уроке разуться, и по коридору на перемени без обуви спокойно походить – никто бы ничего не сказал. Ну, могли бы посоветовать обуться, но наказывать за подобное точно никто не стал бы, и насильно обувать тоже. Несмотря на то, что это была «простая советская школа». Я же понимаю, какой смысл ты вкладываешь в это понятие. Но не все школы одинаковы, школу делают учителя и директор, а о моих учителях я не могу сказать ничего плохого. Очень душевные были люди, очень человечные.

А желание совершить «выходку» у людей возникает из протеста, из-за наличия запретов и ограничений. Вот поэтому «босоногих выходок» у нас не было. Да и было понимание существования определенных правил поведения: в школе в обуви, на улице – как хочешь. Это как бы само собой разумелось, но не обуславливало, что это ТОЛЬКО так и никак иначе. Я очень хорошо помню, как мы ходили с подругами босиком по школьным коридорам, и это было нормально, никто нам ничего не говорил, замечаний не делал.

- Это в каких-таких ситуациях вы там с подругами так ходили? Подробнее? Сейчас вон молодёжь так делает – снимает, сразу в ЮТуб и мильон просмотров! И все такие: вау, как круто! Как смело!!! А вас чо, не убили за это?!

- В принципе, ты правильно понял: сидим на уроке обутые, звонок, пошли гулять по коридору, ноги могут вспотеть в обуви, могут туфли новые, допустим, натереть, могут ноги устать от обуви. Тогда можно разуться и походить босиком, точнее чаще в колготках.

Это не значит, что мы каждый день прям вот босоножили по коридорам, но если возникало желание походить босиком - никаких препятствий к этому мы не встречали. Разулись - походили.

На уроках тоже, помню, разувалась. Ноги устают, а раньше и обувь-то было сложнее подобрать, особенно если стопа не стандартная немного. Например, узкая и длинная, как у меня. Это сейчас огромный выбор обуви, да и то нужно ещё поискать, чтобы удобную найти, и чтобы она ещё нравилась при этом. А раньше, когда я в школе училась, было хуже с этим, тем более в посёлке.

Так на уроке тоже разувалась и сидела босиком, туфли рядом под партой. И, насколько я помню, не только я так делала. А пол - да, деревянный везде был и есть. Очень приятные ощущения для ног, их хорошо помню. Причем самые яркие воспоминания от хождения босиком в капроновых колготках.

Понимаешь, про это я и говорила: бунт возникает там, где есть запреты. У нас таких запретов не было, я имею в виду на хождение босиком. Была ясна предпочтительная форма поведения, но отступление от неё, в виде хождения босиком по коридору, никак не наказывалось, не пресекалось.

Видимо, сейчас ограничений больше у школьников стало. Ну или, опять же, статус городской школы не допускает подобного поведения учеников. Статус же! Мы могли спокойно, допустим, на перемене ходить босиком по школе. К доске босиком, вроде, никто не ходил, не помню такого. А на перемене – пожалуйста. Но и школа у нас не городская, всё гораздо проще и душевнее. Учителей мы всех с детства знали, причем не только как учителей. Многие друг другу родственники. Учителя с родителями в дружеских отношениях. Поэтому и проще было. Со многими учителями можно было по душам поговорить, а не просто как с учителем.

Но, опять же, это мои воспоминания о школе. Для кого-то это могло быть совсем по-другому. И, кстати, да, это же мой детский взгляд, аберративный, как мы выяснили выше, может быть, поэтому я помню только хорошее?

- А как ты училась в школе? Какие предметы были любимыми?

- Как училась? Да нормально училась, я бы даже сказала хорошо. Мне было интересно учиться, как ни странно, и при этом ничего особо зубрить не приходилось, потому что у меня хорошая память. То есть, в принципе, учёба давалась мне легко. Тяжело было с утра вставать, это да. Я с детства и до сих пор не люблю рано просыпаться. Вот это было тяжело, проснуться, встать и куда-то пойти. А сама учёба мне была интересна. До какого-то класса была отличницей, класса до седьмого-восьмого где-то, потом четверки появляться начали. Но опять же это не потому что меня кто-то заставлял хорошо учиться,  что меня кто-то наказывал за плохие отметки или что-то в таком роде. Нет, мне было интересно и легко давалось. Хорошо всё запоминалось на уроке, и не нужно было зубрить дома. Или можно было прочитать на перемене, чтобы запомнить с первого раза.

Из предметов самым любимым была литература, с ней русский язык. У нас была прекрасная литераторша, я её до сих пор очень люблю и с огромным теплом вспоминаю её уроки. Учитель от бога. Очень душевная женщина, умела вести уроки так, что хотелось на них ходить. Но это именно моё мнение, не все даже в нашем классе её любили и воспринимали, так как я.

- К каким литературным произведениям, жанрам тебе твоя учительница литературы привила страсть? Какого из писателей она для тебя открыла?

- Открыла она для меня литературу в целом, не могу сказать, что кого-то конкретно. Она практически о любом писателе, поэте, произведении рассказывала очень интересно, так что хотелось его читать, хотелось разбирать его. Сейчас на ум приходит только отрывок из «Мцыри» про битву с барсом. В своё время он произвёл на меня неизгладимое впечатление в исполнении нашей литераторши. А так, любовь к определенным жанрам во мне развилась уже самостоятельно.

Любила немецкий язык, было интересно его изучать. Вот с тех пор, как в школе заинтересовалась – до сих пор не отпускает)) У меня роман с немецким языком длинною в жизнь, с самой школьной скамьи.

- Интересно. Ведь говорят, что это – язык приказов. Лающий. Резкий. А стихи на немецком ты читала? Поэтично, нет?

- Говорят, и пусть себе говорят. Так говорят те, кто не говорит на немецком. И на немецком можно говорить с разными интонациями. Можно отгавкать, а можно так чувственно, с придыханием и вполголоса… Вах! Про это есть даже ролик в интернете, я тебе отправлю, почувствуешь разницу.  Для меня это очень красивый и романтичный язык. Он не такой округлый как английский, не мурлыкающий как французский. Он интересен, поэтичен, многогранен, сложен. Меня он захватывает, мне нравится в нём разбираться. Не просто заучивать правила, а понимать почему и как в нём всё строится. Очень увлекательно.

И стихи на немецком прекрасны! Фауст в оригинале – это нечто! Как звучит, прям Ах! А как он в песнях звучит! Хотя, в принципе, он сам для меня как музыка. Я влюблена в него по уши, в звучание слов, в его сложность, в сочетание звуков. А если эти слова ещё и положены на прекрасную глубокую музыку – то это же настоящий экстаз. Иногда мне кажется, что эта моя любовь к немецкому – тоже незавершённый гештальт, только хрен его знает из какого воплощения. Явно не из этого.

Любила астрономию. Вообще космос всегда, с самого детства меня интересовал, увлекал. Любила читать фантастические романы, думать о том, что как же там в космосе на самом деле есть. Нравилось смотреть на звёзды, размышлять об инопланетных цивилизациях. Астрономию у нас преподавал директор школы – потрясающий человек! Он очень здорово и интересно всё рассказывал, он увлекал на уроках.

Физику тоже любила, интересно было изучать законы мира. Биологию любила. Тут, наверное, проще сказать, что я не любила, потому что мне в принципе, учиться было интересно. Какие-то не самые интересные и скучные ситуации в любых предметах встречались, не без этого. Как-то неинтересное произведение или заучивание формул без понимания, или контрольные. Естественно не без этого, не было у меня щенячьего восторга по поводу учёбы и уроков. Но если характеризовать отношение в целом – то всё-таки это интерес.

Не особо любила информатику, не понимала её. Было скучно на истории. Все эти бесконечные даты – кто, куда, чего и какими рядами. Мой мозг отказывался воспринимать такую информацию. Ну и физкультуру не особо любила. Я не самый спортивный человек… Мне больше интересны спокойные занятия, чтение, рисование там, а бегать, прыгать, да ещё и зачёты какие-то сдавать, это было не интересно и поэтому тяжело, нужно было прям через себя переступать.

(продолжение следует)


Колонка редактора.

ЗАГОВОР МОЛЧАНИЯ

А Маша-то оказалась такой ершистой, даже не ожидал… Итак, вот вам пример, отчего порой у тех, с кем мы беседуем, возникают, мягко говоря, небольшие обиды. Да, я Марию сознательно кое-где провоцировал. Потому, что именно на провокации, на столкновении мнений, и получается хороший, профессионально острый журналистский материал. Показывающий кредо, идеи, позиции. А не сладенькая манная кашка в стиле «АиФ-Здоровье».

Ну, и второе: конечно же, во многом я с Марией не согласен. Во многом она меня – лично! – не убедила. Но меня убеждать и не надо: если то, что она сказала, созвучно мыслям какого-то количества наших читателей, то это и есть удача. Ведь мы работаем не ради провокации как таковой, а для выяснения истины. Истин, конечно, много, она у каждого – своя (хотя это, по большому счёту, даже не «правда», а «кривда» - нет, не ложь, а то, что представляется истиной каждому конкретному человеку), однако я благодарен Марии за то, что она свою правду – высказала. Это самое главное, как в этом, так и в десятках других интервью нашего портала. Мы спорим, но мы и даём высказываться…

Повторяю – не убедила меня Мария. Изучая феномен публичного босохождения уже более десятка лет, я, конечно, никакого «философского камня» тут не нашёл. Но я всё время сталкиваюсь с какой-то недоговорённостью, с какой-то смысловой лакуной в этом вопросе; с какой-то, можно сказать, тайной или фигурой умолчания, окутывающей этот вопрос.

Вот когда сталкиваешься с темой «фото голых» (намеренно огрубляю понятие «обнажёнка», «ню» и все прочие эвфемизмы), то тут каждый второй начнёт блеять что-то про эстетику обнажённого тела, чистое искусство, Родена или что-то там. А когда «фото босой на улице», то тут начинается: хм, гм, это как-то… это что-то… это не очень как-то и так далее… Мне понравилось, как отреагировала франкфуртская нищенка Бетти из предыдущего интервью: да, босые ступни. Это немного странно, но снимайте…

Немного странно. Не это странно. Странно, что мы так до сих пор и не определились: босиком на публике – это неприлично или нормально? Только не говорите, что необычно. Необычно многое – например, с кастрюлей на голове выступать или ходить по улице, выбрить половину головы, спать на гвоздях, как Рахметов… Но почему-то по этому не умирают; почему-то это не берут на вооружение эстрадные звёзды, желающие «хайпануть», да и обычные люди – редко. А вокруг хождения босиком в городе, по улице – постоянный информационный накал. При этом даже в тех случаях, когда ходящие так совсем ни о какой известности, ни о каком информационном поводе не думают.

Вот смотрите – у нашей редакции  настроен поисковик Google. На ключевое слово «босиком». Он ловит по всему миру новости, сортирует и присылает. И каждую неделю мы бросаем в корзину новости вроде: «В Уфе мужчина убежал босиком из горящего дома», «В Ставрополе женщина вышла босиком из машины и пропала», «В Казани маленький мальчик гулял по улице босиком» (это всё летом, летом, дорогие мои, не в тридцатиградусные морозы!), «Протестующие шли босиком» и так далее. Ну, почему мои коллеги ВЫДЕЛЯЮТ это слово?! Что, из горящего дома выскакивают, предварительно одевшись в костюм-тройку и тщательно шнурки на штиблетах завязав?! Чаще всего голыми-полуголыми бегут, не до того… Что, имеет какое-то значение, был пропавший человек босиком или в кроссовках?! Нет. Пропал, искать надо. Но это крохотное словцо не даёт покоя журналистам – следовательно, и их читателям, и как назойливая муха, всё время жужжит над нашей головой. Посмотрите – он босиком убежал от огня! Ой-ой-ой. Она пошла босиком в лес и заблудилась. Ой-ой-ой! Типа обутой заблудится невозможно, а вот, поди ж ты, босиком пошла… Ребёнка босиком на улице увидели, ювенальная юстиция, караул, ахтунг, зовите МЧС!

Дурдом… Вот поэтому я с такой нудной настырностью расспрашиваю Машу о том, как это они гуляли в школе босиком по коридору. Я не зря припомнил: сейчас такие ролики в Интернете мгновенно обрастают тысячами лайков. Как круто! Босиком по школе! Вау, я это сделал/сделала! Но почему стало ТАК?! Когда это всё переломилось и извратилось в головах? И пирсинг, и джинсы тоже стали носить в школах в девяностые, но почему же никто не орал – ай, как круто, я с пирсингом в школе?! А в отношении босых ног – всплеск эмоций.

Правильно Маша сказала: протест там, где есть запреты. Ажиотаж там, где делают то, что нельзя. Скажите, есть хоть в каком-нибудь школьном уставе прямой запрет на перемене прошлёпать босиком до фонтанчика с питьевой водой или кулера? Нет. Спросишь завуча, директора, пожмут плечами: ну, необычно, но не запрещено. А теперь пусть ваши дети попробуют сами. И моментально ощутят на себе, каково это. Со всеми пирогами, по самые не хочу. Значит, запрет ЕСТЬ. Он невидимый, негласный, строгий, какой-то мистически, как тайна Чаши Грааля. И вот до сути-то этого запрета я хочу докопаться…

Ладно. Это только первая часть интервью с действительно, нестандартной женщиной. Художницей с широчайшим кругозором, необыкновенной душой, очень теплым и милым, отзывчивым человеком. И спорить тут пока особо не с чем. Будем читать дальше!

А напоследок,  выводя резюме: да, Мария не деревенская. Она – «поселковая». Посёлок – это совсем не деревня, и я посёлки люблю меньше, чем её; потому, что чистота деревенского бытия там потеряна, там уже начинается город с его ханжескими «приличиями». Тем более, что жить в нынешнем посёлке – это просто жить в загородном доме. Просто не дышать городским смогом. А во всём остальном – это такая же городская жизнь XXI века, как и в доме напротив Оперного в центре Новосибирска.

Игорь Резун, член Союза Журналистов РФ.


Подготовлено редакционной группой портала rbfeet.com. Материал и фото предоставлены специальным корреспондентом портала во Франкфурте (Германия) Вл. Залесским.

Все права защищены. Копирование текстовых материалов и перепечатка возможно только со ссылкой на rbfeet.com. Копирование фотоматериалов, принадлежащих Студии RussianBareFeet, возможно только с официального разрешения администрации портала. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала, размещенного на данном портале, и не желаете его распространения, мы удалим его. Срок рассмотрения вашего обращения – 3 (трое) суток с момента получения, срок технического удаления – 15 (пятнадцать) суток. Рассматриваются только обращения по электронной почте irezun@yandex.ru