Босиком в России

Босиком в России / Новости /

НАШИ ЛЮДИ. Откровение от Суми. Часть третья.

МЕЖДУ ЖЕНСКИМ СЧАСТЬЕМ И ФЕМИНИЗМОМ


Продолжение интервью с екатеринбурженкой Суми Неримус, начатого в первом и втором выпусках. С гостьей портала беседует шеф-редактор, Игорь РЕЗУН. Наша следующая тема, к которой мы пришли - феминизм.

Продолжение интервью с Сури Неримус (Екатеринбург). Фото BAREFOOTКАЙФ. Копирование фотоматериалов возможно только после личного согласия автора. Фото BAREFOOTКАЙФ. Копирование фотоматериалов возможно только после личного согласия автора. Фото BAREFOOTКАЙФ. Копирование фотоматериалов возможно только после личного согласия автора. Фото Анны Щадиной. Копирование фотоматериалов возможно только после личного согласия автора.

ЖЕНЩИНА ИЛИ БАБА?


- Мы с вами очень яростно спорили о феминизме в версии Марии Арбатовой. Смею вас уверить, что я прочитал большую часть её публицистических вещей: «Я сама», про то, как ей сорок лет и пр. Главное, что я понял: а) женщина вправе сама распоряжаться своим телом, т. е. иметь мужа, любовника, по отдельности, или сразу обоих, или плюс сто тыщ любовников; б) женщина – это человек, который может быть начальником, командиром, президентом и т. д., и выбирать себе профессию; в) женщина равно-ПРАВНА. Именно в правах, определённых Конституцией и четырьмя основными кодексами. Я прав?

- Рада, что вам знакомы труды целой одной феминистки. Выводы шедевральные, очень смешные, но лучше, чем ничего. Начало положено, осталось применить прочитанное в жизни и не обвинять женщин в том, что они бабы-курицы-итд. Итак...

а) Сами-то заметили, что «распоряжаться своим телом» вы описали исключительно через секс? Распоряжаться своим телом – намного шире. б) А ещё есть запрещенные в нашей стране профессии для женщин, разрыв в зарплатах, агрессивная пропаганда раннего деторождения, куча проблем, которая встает на пути женщины, пытающуюся пробить головой бетонную стену стереотипов... в) Т.е по правам как бы и равна, но мужчине всё равно не ровня? Слабо признать женщину равной себе? Тогда вам ещё далече до понимания феминизма, читайте ещё…

- Рад, что мы с вами сошлись во мнениях хотя бы тут. Да, я тоже возмущён неравенством зарплат и допуском к профессии, и тем, что в стереотипном мужском сознании женщина как-бэ низшее существо... Но я хочу отметить, что «бабами-дурами-курицами» я не называл огульно всех женщин, это так же тупо, как то, что «все мужики – козлы». Острие моих ядовитых стрел было, во-первых, направлено против БАБ (потому, что есть примитивные Бабы, а есть Женщины), во-вторых, я казнил такими словами каблукастых, и не просто каблукастых, а напяливающих на себя каблуки и уродующих свои ступни в угоду мейнстриму, общественному мнению, стандартам гламура и т. д. Вы согласитесь, что женщина, тупо следующая трендам общества, в частности тем, что навязаны ей мужчинами, уже никак не феминистка, как бы не дозрела до этого гордого звания… Вот вы дозрели. А большинство – нет. По делам их и мои слова.

- Я не бог и не вселенский судия, чтобы судить других людей за внешний вид, одежду, способ проявления себя в мире. Отрицание моды, трендов не делает из женщины феминистку, и наоборот, следование каким-то модным трендам - не маркер в фем-сообществе «своя-чужая», а право. (Право, а не обязанность, так же как заводить отношения с противоположным полом, вступать в брак, рожать детей, если говорить шире. Его уравнивает на чаше весов право не делать всё это.) Лично меня женщина на каблуках не задевает ничем, пока не отдавит мне ногу этими самыми каблуками. Равно как и не задевает мужчина в сандалиях поверх носков.

И мне кажется, что описываемая вами грань между Женщиной и Бабой – тоненькая, очень условная, очень-очень субъективная. Кстати, несколько дней назад я добровольно надела обувь на каблучке и отшагала в них достаточно, чтобы изучить работу разных групп мышц ног и натереть мозоли. Мне интересно, я уже лечу в потно-вонюче-уродливую пропасть Бабства? Сжечь ведьму-еретичку, не?

- Вы понимаете, что в феминизме, как и в барефутинге, скажем так, есть разные течения. Есть экстремисты, т. е. некий оголтелый феминизм, есть «середняки», есть идеологи разных мастей… Хорошо. А что такое «феминизм» для вас? Лично? В чём он заключается?
- Для меня феминизм – дорога мира, открытости, любви к себе и принятию себя. Пришла к нему благодаря неудачным попыткам превратиться в «Настоящую Женщину» по версии некой Ольги Валяевой и ей подобным.

Подобные учения за красивыми обертками о духовности и саморазвитии сильно продвигают тему, что женщина без мужчины/детей/семьи – ничто, ноль без палки; что для счастья и успеха в жизни нужно идеально отыгрывать предписываемые женщиной социальные роли, чтобы получать от мужчин подачки. И без эзотерических псевдо-вед в обществе распространена подобная прошивка, начиная с детских книжек, где мало героинь, на которых хочется равняться, и заканчивая масс-культом.

В этой парадигме женщина может реализоваться только через отношения – успехи мужа, потом количество детей и их заслуги, при этом поощряется отказ от самореализации в пользу «семейного очага». Свадьба, замужество, внешнее «женское счастье» - единственная важная жизненная цель, искусство «быть удобной для всех» возводится в культ, а слабость - равно умению манипулировать окружающими поощряется.

Я задалась вопросом, хочу ли я стать той самой Настоящей Женщиной, и каким будет моё гипотетическое «счастье» в рамках этой системы? К счастью, в том же самом псевдоведичесвте, как в культе, где всё делится на плохое-хорошее, розовое-чёрное, я обратила внимание на то, что проклинается его идеологами как абсолютное зло. Это и был феминизм, спасибо за подсказку.

Так я стала задумываться над своим местом в мире безотносительно того, есть или нет у меня отношения с мужчиной, и как моё личное счастье зависит от моих усилий. Я перестала искать в своём теле недостатки, за которые другие могли бы меня осудить, и поняла, что не надо заслуживать настоящую себя у других – настоящей собой нужно просто быть всегда, отыскивая свой путь в этом мире. Женское тело перестало быть для меня сосудом греха/источником наслаждения для другого, я больше не рассматривала свои мышление и эмоции как «мужское» или «женское». Сейчас для меня феминизм – возможность говорить о том, что волнует лично меня как представителя своего пола, не чураться того, что я родилась в женском теле, относиться к себе и другим (и мужчинам, и женщинам) с уважением. Феминизм чистит голову от стереотипов, учит верить в себя, вдохновляет на развитие, учит видеть в людях людей, личности, а не их половые органы.

Фото BAREFOOTКАЙФ. Копирование фотоматериалов возможно только после личного согласия автора. Фото BAREFOOTКАЙФ. Копирование фотоматериалов возможно только после личного согласия автора. Фото BAREFOOTКАЙФ. Копирование фотоматериалов возможно только после личного согласия автора. Фото BAREFOOTКАЙФ. Копирование фотоматериалов возможно только после личного согласия автора. Фото BAREFOOTКАЙФ. Копирование фотоматериалов возможно только после личного согласия автора.

С тех самых пор я стала значительно свободнее внешне и внутренне. Я всегда стремилась к свободомыслию, но только феминизм снял с меня розовые очки, и заставил задуматься над тем, что же в мире происходит, если 50% населения земного шара по форме половых органов записали в убого-ущербную обслугу, годную только для обслуживания, сексуального ублажения и рождения детей?


- Вы только поймите, я вас лично туда не записывал – коли бы записывал, стал бы я вам интервью предлагать, да? Я просто не понимаю воинствующей позиции, такого, знаете, худшего истолкования арбатовского «Я САМА!». Да, всё это прекрасно, когда Женщина – существо равноправное, я бы даже на определённый матриархат согласился бы, в нём есть несомненная польза, но вы, как мне кажется, дитя вместе с водой выплёскиваете. В переносном и в прямом смыслах. Ну, а что, нельзя быть вот такой вот, как вы описали, Женщиной: уверенной в себе, не стесняющейся своего тела (и не конструирующей его по чертежам глянца), что-то там делающей, саморазвивающейся и т. п. – и при этом хорошей хозяйкой для мужа, отличной матерью, умелой партнёршей в постели для любимого?! Быть может, я чего-то не понимаю, но в ваших словах я слышу отрицание всего бытового, начиная от ведения хозяйства и кончая рождением детей, в угоду… чему?

- «Я сам(а)», на мой взгляд, позиция взрослого, зрелого, уверенного в себе человека любого пола со здоровой психикой. Женщина, как и мужчина, может быть кем хочет – выбирать сферу реализации по душе и совершенствоваться в ней. Это путь преодоления трудностей и поиска ответов на непростые вопросы – уникальный путь каждого человека. Эти сферы деятельности и векторы развития могут меняться с течением жизни. Но общество диктует женщинам поступать по шпаргалке - выйди замуж, роди, будет тебе «женское счастье», не получилось – ну, тогда роди ещё...
Многие выходят замуж ещё несформированными личностями, и обнаруживают, что семья – не финиш, добежав до которого, получаешь медальку и всеобщее восхищение, а сложный процесс взаимодействия между людьми. Это не счастливый конец волшебной сказки, а начало сказки поинтереснее. Но дальше в шпаргалке ничего нет – т.е. по мнению общества/псевдовед/патриархата это предел женского развития.

Кто-то здесь останавливается, и мир становится ограниченным заботами о муже и детях + плюшки культуры потребления. Кто-то продолжает задавать вопросы и находит точки роста – и этой рост сопровождается внешними и внутренними конфликтами - с общепринятой точкой зрения и тараканами в голове. Фишка в том, что познав себя и найдя свой путь и опору в себе, человек любого пола сможет полностью раскрыться и сделать большее для других, для мира, чем если бы он/она замкнулся исключительно в рамках узкой системы, в данном случае семьи.

Мужская реализация традиционно осуществляется вовне, и здесь есть поле огромного выбора сообразно склонностям и желаниям. Когда же во внешнем мире ищет себя женщина – сыплются обвинения, что это идет в ущерб семье, имеющейся или потенциальной. Как будто женщина весь потенциал, что у неё есть, должна вложить только туда. Безусловно, в какие-то моменты каждому приходится сталкиваться с непростым выбором – отказаться от чего-то важного в пользу других или действовать в своих интересах.

Общество учит женщину, что правильный выбор – вкладываться в пользу семьи и близких, зачастую если эти отношения глубоко прогнили и изжили себя. Постоянный отказ от своих ценностей растит внутреннюю жертву, неспособную вырастить ресурсы для роста, чтобы потратить их на себя, и разорвать замкнутый круг. Поэтому я за так называемый здоровый эгоизм и жизнь без розовых очков. Только из позиции «Я сам(а)»  можно создавать продуктивные отношения с другими людьми.


- Моя жена, например, ведёт группу йоги танца, работает тренером в санатории, слушает вебинары по нутрициологии, разрабатывает собственную танцевально-оздоровительную систему… При этом прекрасно готовит, прекрасно обеспечивает меня выстиранными и отглаженными рубашками, не доводит дом до состояния хлева. Получается, она тоже – обслуга?

- Получается, что работая 8 часов в день и внося вклад в семейный бюджет, возвращаясь домой, она отрабатывает бесплатную 2-ю смену. По сути, тратит время на вас, что позволяет вам тратить своё свободное время после работы на ваше творчество и саморазвитие. Если бы она посвящала это время себе, это принесло бы ей больше плодов по тем самым вами перечисленным выше её достижениям. Что мешает поделить домашнюю работу пополам? И кто на самом деле доводит дом до состояния хлева? – по моим наблюдениям, это обычно делает тот, на кого не возложена функция уборки… Что держит эту прекрасную Женщину возле вас, как долго это продлится?

Примечание И. Д.: Ну, мне кажется, не место в данной теме обсуждать чисто личные вещи, скрывающиеся за покровом семейного очага. Не хочу спорить с Суми - для многих её вышесказанное и есть справедливый упрёк; что касается нашей семьи, то у нас как раз эта "домашняя работа" пополам, у кого как время. Посуду помыть, прибрать, даже приготовить - делаем попеременно, у кого получается, у кого есть вдохновение. готовлю я, кстати, неплохо. Но мы вернёмся к теме.


Кто больше вкладывается в семью? У кого больше плюшек, выигрышей, а кто наоборот выиграет, если эти отношения закончатся? Я сама противник мерзкой идеи, которой как знаменем машут мужские особи, дескать, женщина меняет секс на ништяки, которые глупый самец приносит ей в браке. Но хорошая семья – это баланс, где каждый из пары старается что-то отдать, а не только получить. И вот тут очень часто уже в базе идут сдвиги – дескать, «у женщин это заложено, заботиться о других», и всё, что она отдает в отношениях, т. н. заботу (время, потраченное не на себя, а на других) – это её «долг», да ещё и «ей это нравится», и этот труд не стоит не только равноценного обмена/оплаты, а порой и даже банальной благодарности.

- Я достаточно разумный человек и к тому же историк. И я не хуже вашего вижу, что череда русских правителей – княгиня Ольга, Анна Иоанновна, Елизавета, Екатерина Великая сурового мужского начала на Руси не поколебали. Так может быть, и не стоит? Может, Россия и не приспособлена к такому роду равноправия?

- Во-первых, примеров женского правления не только на Руси, но и во всём мире достаточно мало, к сожалению. Наследование власти шло по мужской линии, к женщинам власть в руки попадала изредка и по остаточному принципу – не вам ли, как историку, не знать этого? Только в 20 веке массово женщины получили путь в политику, и начинают проникать в эту сферу. Во-вторых, если уж Вы историк, Вы не могли не заметить, что примеры по большей части положительные и удачные. «Так может быть, и не стоит?» - можно было бы сказать, если бы это правление серьёзно навредило бы нашей истории.

Наоборот, определённо стоит, судя по удачной выборке. Например, при Екатерине Великой размеры страны значительно увеличились, произошел культурный скачок и т.д. В-третьих, в разных странах женщины-правители приходили к власти и в древности, появляются они и в XXI веке, и они встают у руля государств не для того, чтобы что-то там «колебать», а несут такую же огромную ответственность, как и правители-мужчины. Вы что, реально думаете, что устроив какой-нибудь политический скандал или развязав военный конфликт, сможет женщина-политик такая: «Ну извините, вы понимаете, эти_самые_дни_фсётакое…»? Притом мужчины-политики себя в слабостях зачастую не ограничивают, что приводит их порой к катастрофическим последствиям…

- Допустим, стоит. Я не в том ключе спрашивал: я хотел сказать, что если череда правительниц от княгини Ольги до Екатерины Петровны не изменили российской обыденной практики в этом вопросе, так, скорее всего, ничего тут и не вырастет, на русской-то патриархальной почве. Все эти потуги бессмысленны, несмотря на отдельные, несомненно удачные примеры. Но тут другое – вы сами сказали. Про ответственность. Скажите, эти женщины – они просто, по-человечески, СЧАСТЛИВЫ были?! Брошенные дети, череда любовников, грязные тайны дворцовой политики, бессонные ночи за писаниной всяких «Наказов» - и всё. Вам не кажется, что Женщина просто не приспособлена к такого рода тяжёлой – психологически тяжёлой работе, эта ответственность её раздавливает – и на выходе мы имеем персонажа рассказа Алексея Толстого, «Гадюка»?

- Я не могу спросить ответа с этих почивших многоуважаемых многими людьми женщин, несмотря на череду любовников и прочую грязную политику, счастливы ли были они. Но с чего вы берете, что «женское счастье» было тем самым счастьем, к которому они стремились? А как же сладость власти, понимание того, что от твоих решений зависят судьбы мира и многих тысяч людей?

Каждая из них добивалась своего несмотря ни на что, а противостояли им далеко не слабаки, и это не сломило их стать теми, кем мы их знаем. Хорошо, давайте рассмотрим их жизнь с точки зрения «женского счастья». Речь идёт не 20-м веке, когда женщина любого сословия получила право выходить замуж по любви, а о средневековье и Новом времени. Женщины тех времен, что простолюдинки, что знать вплоть до самых верхов, не имели возможности выбирать себе мужа. Чем выше было общественное положение, тем более брак походил на заключение сделки, будь то имущественные и наследственные отношения, что военный союз двух государств. Невеста до свадьбы в лучшем случае видела жениха издали 1-2 раза на каком-нибудь светском приёме, пиру, балу и т. д. Любовь? Ахаха.

Далее, после свадьбы она передавалась в род мужа (в случае монарших особ, в другую страну, язык, обычаи которой были ей неизвестны), где основной её обязанностью было рождение государя-наследника. Кстати, если наследник не рождался, ответственность падала на жену, и муж имел право от неё избавиться – в лучшем случае, это был постриг в монахини, в худшем – смертная казнь. Хорошая альтернатива? По-моему, на счастье это не похоже, как ни крути.


Что касается счастья семейного – последний наш император, расстрелянный с семьёй в этом самом моём родном городе, был, согласно его жизнеописаниям, прекрасным семьянином. Его жизнь завершилась трагедией, которой нет оправданий, но если оглянуться на его правление – каким он был Правителем, чего стоили стране его ошибки, бравшие начало в его характере… То есть семейное счастье – вовсе не залог успеха в других областях жизни. Мне показалось, вы клоните к тому, что те женщины, посвятившие себя политике (или любой другому «чисто мужскому» роду занятий), должны поставить на личной\семейной жизни жирный крест. Однако здесь нет причинно-следственной связи, а отношения вообще бывают и очень неудачными у женщин, не стремящихся к вершинам карьеры – как с ними-то быть?

- Насколько я понимаю, вы хотите – или в мечтах хотели бы, привести российское общество к такому порядку, когда за открытую перед женщиной дверь в помещение, открывший её автоматически получал обвинение в sexual harassement?

- Чем больше читаю причитания о харрасменте и «ложных» обвинениях в изнасиловании, тем мне больше кажется, что нервно дергаются те, у кого рыльце в пушку.Вот знаменитый режиссер Харви В. так сильно двери держал и так усердно пальто подавал, что кучка злых и знаменитых женщин взяли и отомстили – карьера и вся жизнь пошли под откос. Мне кажется, вы прекрасно понимаете, в чём отличие помощи и домогательства.

Я хочу поменяться: давайте я сама буду открывать перед собою любую дверь, даже самую тяжёлую, попадать сама в рукава верхней одежды без мужской поддержки, и даже цветы и конфетки на 8 марта  мне не надо – а взамен от мужчин я хочу безопасно гулять по улицам в тёмное время суток, ничего не опасаясь. Поясняю: открытая дверь, поданное пальто – обычно позиционируется как помощь «рыцаря», что возносит мужское Эго в открытый космос от гордости.

Фото BAREFOOTКАЙФ. Копирование фотоматериалов возможно только после личного согласия автора. Фото Анны Щадиной. Копирование фотоматериалов возможно только после личного согласия автора. Фото Анны Щадиной. Копирование фотоматериалов возможно только после личного согласия автора. Фото BAREFOOTКАЙФ. Копирование фотоматериалов возможно только после личного согласия автора. Фото Эльвиры Клюкинских. Копирование фотоматериалов возможно только после личного согласия автора.

Это проявление так называемого «мягкого сексизма», который вроде как за заботу о женщинах, но опять же, сводит её уровень до маленького беспомощного ребёнка.


Однако я не вижу рвущихся в бой мужчин в тех ситуациях, когда помощь женщине действительно нужна. Например, почему-то в ситуации грабежа или изнасилования женщин учат кричать «Пожар!» - потому что если называть вещи своими именами, «рыцари» и «джентльмены», готовые галантно распахнуть двери перед прекрасной дамой, услышав крик о помощи… резво поскачут в противоположном направлении. Нужна ли мне такая «помощь»? Кстати, я не вижу ничего предосудительного в том, чтобы открыть дверь перед мужчиной (например, у него заняты руки стройматериалами или он заносит в подъезд коляску с ребенком). Если я окажусь в ситуации, где я могу помочь мужчине, женщине, старику, ребёнку, животному – если мне это по силам, я окажу помощь без оглядки на свой пол и пол/возраст того, кому я помогаю.

- Да, вы безусловно правы – если вы думаете, что я кинусь сейчас нашего убогого российского мужчинку защищать, диванного эксперта и сетевого воина, то ошибаетесь. Измельчание мужского рода – та проблема, которую и я вижу, без вас, везде: от пивточек до кегельбанов, от кофеен с хипстерами-ботанами, «парящими» вэйпоры до шашлычных компаний… Просто мне кажется, что открыть дверь Женщине и подать ей пальто – это совсем не рыцарство. Это нормальное поведение, это то, что должно воспитываться в Мужчине с горшочного возраста, как императив, как умение пользоваться ножом и вилкой за столом. А вот если мачо начинает раздуваться от гордости и считать, скольким он дверь открыл за день – вот это уже болезнь, это уже ненормально. Или мы каждого, кто открывает двери, записывает в подобного рода самовлюблённые мачо? Я, например, делаю это на автомате, для меня дико поступать по-другому… И у меня не возникает и мысли флирта с женщиной, которой я открыл дверь или подал пальто, как лиловый негр.

- Взаимопомощь – это вообще-то нормально, как я пыталась донести выше. И кстати, помочь другому не во вред себе можно только в случае достаточности собственного ресурса. Вот почему позиция «Я сам(а)», сначала себе, потом другим, а вовсе не «Он, она, они, весь этот мир мне» - это здоровая позиция, которая способствует реальному улучшению общества, а не бесконечному перетягиванию одеялок, что кому должен как Настоящий Мужчина или Настоящая Женщина. Кстати, российские реалии доказывают, что женщина без участия мужчины на самом-то деле всего прекрасно добьется, чего бы мужчины за спиной не говорили. Осталось только научиться уважать себя, а вот это, ой, уже феминизм, страшно-страшно.

А что мешает воспитать в мужчинах «с горшочного возраста» относиться к женщинам как к равным, уважать чужое личное пространство и право говорить Нет? И дело вовсе не в приверженности к молодежной субкультуре и её сменяющимся атрибутам – чисто внешним, не затрагивающим суть отношений между полами. Я вижу намечающийся прогресс, пускай и очень медленный… но до достижения равенства и баланса общество будет серьёзно трястись, и не раз.

- А давайте так поставим вопрос: вот вы пока, несмотря на рубеж в 30 лет, пока не замужем, и поэтому – вы хотели бы ухаживаний со стороны мужчины? А каких? В какой форме? При каких условиях?

- Ухаживание мужчины за женщиной – это закрепленный в культуре ритуал, на который я смотрю с некой иронией. Если мужчине так будет проще выразить свои чувства – я этот жест приму. Но на одних обрядах ухаживания, как и на восхищении обнаженными ступнями, впрочем, не построишь базу для глубоких отношений, а мне хотелось бы душевного совпадения и взаимного уважения, совместного вектора развития.

- И тут спорить не буду. Более того, я даже продолжу и проиллюстрирую ваш пример: из практики Ассоциации я знаю как минимум три пары, которые сошлись именно на почве любви к барефутингу. Ну, чего там было больше – собственно любви к хождению босыми вместе, фут-фетиша в той или иной мере, не знаю, свечку не держал… Да, некоторое время было всё здорово и идиллично. Потом эти пары распались. Совсем. Пусть сохранили какие-то приятные воспоминания (как утверждают), но распались. Да, на одних босых ногах – как на хорошей попе или выдающейся груди, нормальные, глубокие отношения Женщины с Мужчиной не построишь.

Но ведь знаете, что получается, как я вижу с высоты своего почти полтинника-то… На «совместном векторе развития» порой тоже ни чёрта не построишь. Вектор – такая штука хитрая, он меняется в зависимости от приложения сил; потом вектор остаётся, телесное уходит и то же, неминуемое расставание. В общем, в чём сила, брат?

- Вы пытаетесь у меня выведать формулу семейного счастья и любви до гроба? Почему-то кажется, нет такой. Я могу назвать вещи, которые способствуют «семейному счастью» и долгосрочным отношениям, помимо любви как чувственной и сексуальной составляющей – это взаимоуважение, стремление к балансу, движение к общей цели, эмпатия и сопереживание… но даже все эти вещи не выступают гарантией, хотя могут послужить долгие годы для сохранения отношений, а в случае расставания пары позволят расстаться по-человечески и сохранить дружбу.

Сходятся и расходятся разные люди с разными характерами, отношения – это процесс, а не застывшая статуя, изображающая двух влюблённых. Оба в паре должны быть заинтересованы в их сохранении и развитии, а не кто-то один.

Любовь я понимаю в том числе как безграничную заинтересованность в человеке рядом, и пока обоюдный интерес партнёров направлен друг на друга – есть шанс продолжать отношения дальше. В том числе и на уровне телесности. Но для этого каждый из партнеров должен постоянно развиваться в схожем направлении, чтобы не были утеряны общие смыслы.


- Если вы хотите сказать, в ответе на предыдущий вопрос: мол, хочу, чтобы ценили вас, как Личность, как Человека, то за какие качества, по вашему мнению, вас должны ценить?

- Люди порой ценят других за самые неожиданные вещи, не находите? Кому-то вот достаточно прекрасных обнаженных стоп партнёрши, чтобы считать её Богиней и Госпожой, и плевать на её личность и характер… Мне сложно нашаривать в головах незнакомых мне воображаемых людей, за что они могли бы меня ценить. Но если немного перефразировать, за что я сама себя ценю, это будет: честность, справедливость, доброта, творческое мышление, умение находить прекрасное в мелочах, способность придти на помощь другим. Всё это я в себе оттачиваю, воспитываю и тренирую, и ценю себя за это.


БЫТЬ ИЛИ КАЗАТЬСЯ…

- Что ж, давайте отвлечёмся от темы феминизма. Ну, первый, и вертящийся на языке: почему не бреете ноги? Считаете это эротичным? Просто лень? Или идеология феминизма – «полюбите нас черненькими»?

- Брить/не брить ноги, и рассказывать/не рассказывать об этом – личное дело каждого жителя планеты Земля. Лично я провожу манипуляции с шерстью по необходимости и по желанию, которое возникает нечасто. В холодное время года не заморачиваюсь – вижу свои голые ноги достаточно редко. Когда-то давно бешено боролась с шерсткой на теле, теперь принимаю как есть.

Кстати, любопытно, что изначально бритьё – эдакое чисто мужское занятие, раньше была целая утренняя церемония с острыми лезвиями и неизбежными порезами, взбиванием и нанесением пены и т.д., некий ритуал, подтверждающий зрелость, мужественность. Но вот за наличие волос на лице (и на всём теле) мужчина не будет обществом осужден, это придаст его образу некий шик бунтаря, путешественника, человека, занятого судьбами мира  в ущерб своему внешнему облику. 

Фото Эльвиры Клюкинских. Копирование фотоматериалов возможно только после личного согласия автора. Фото BAREFOOTКАЙФ. Копирование фотоматериалов возможно только после личного согласия автора. Фото Эльвиры Клюкинских. Копирование фотоматериалов возможно только после личного согласия автора. Фото Эльвиры Клюкинских. Копирование фотоматериалов возможно только после личного согласия автора. Фото BAREFOOTКАЙФ. Копирование фотоматериалов возможно только после личного согласия автора.

В отличие от женщин, которым с пубертатного возраста предписывается уничтожать волосы примерно на 50% площади тела, примерно с 90-х годов прошлого века, когда наличие волос на теле ниже бровей стало чем-то ужасным… Кстати, японки, например, бреют ещё и руки тоже – пушок на руках это ужас-ужас-ужас.


Мне не нравится сочетание слов «брить» и «любить», поставленное в одну логическую связку. Мне очень не нравится сама идея проделывания каких-то процедур со своим телом с целью придания себе «эротичности», или даже «красоты», для заслуживания некой «любви», потому что это очень скользкая почва, на которой расцветает ненависть к своему телу. Моя внешность довольно далека от глянцевых идеалов, с которыми я всё же встречаюсь в повседневной жизни. Значит ли это, что я должна угробить массу сил, времени, денег на то, чтобы втиснуться в недостижимые, узкие, изменчивые, калечащие рамки?

Если продолжать задавать себе вопрос «зачем?», рано или поздно всплывёт ответ «если ты не будешь выглядеть определённым образом, никто не полюбит тебя» - ужасная ловушка, попавшись в которую, многие женщины доводят до крайности ритуалы «ухода за собой», а так же осуждают других женщин, отказавшихся от бессмысленных процедур по мнимому улучшению своих тел. В голове у женщин сильна прошивка, что «любить себя можно, только если ты идеальна, подтверждением чего служит идеальная внешность, и то, что тебя любят все», но идеал недостижим и бесконечно далек. Я решила для себя, что отсутствие «красоты» - реальной или мнимой, выстраданной, «заслуженной» попытками соответствовать требованиям общества  – не должно лишать меня право любить себя, своё тело, в нынешнем состоянии. Это моё понимание такого явления, как бодипозитив.

По-моему, и бритые, и небритые ноги – одинаково эротичны, если любишь себя. Другое дело, что понимать под словом «эротичность». Привлекательность для противоположного пола? То, что общество считает сексуально привлекательным? Так и на шерсть свои любители найдутся. И почему это чужие хотелки должны быть руководством к действию? Только сама женщина определяет, что делать со своим телом, а за всеми чужими хотелками-идеалами не угонишься.


«Полюбите нас черненькими»? Сначала мы любим себя сами, и чёрненькими, и серенькими в лиловую полоску, и зелёненькими в малиновую крапинку. А любить нас, и то, как мы себя любим, никто вас не заставляет, как и смотреть.

- А я вот люблю "шёрстку" на женских ногах... Рискну сказать, что она обворожительна, если проводишь по ней губами. У нас такая модель была с волосатыми ногами, Маша - как я её обожал! Ну, ладно, я отвлёкся. Вы написали там, в обширной дискуссии, в ВК: «потому как от меня исподволь требовалось, чтобы я соответствовала, доказывала, подтверждала звание». А как так от вас требовали, кто и когда, «подтверждать звание»? Мне это непонятно. Участвовать в босопоходах «БАРЕФУТКАЙФА»? Так это чисто организационный момент, понятно, что тратить силы и время организатору клуба для 2-3 человек, включая него, как-то не очень приятно… Вас клятву принуждали давать на крови? Членские взносы обязывали платить?

- Речь шла о психологическом давлении, которое шло от Александра. Я ощущала себя связанной ролью «пионерки – всем ребятам примерки». Это мне очень мешало, я чувствовала, что Александр порой использует меня в рекламных целях. Однако я хожу и ходила босиком не для того, чтобы быть «моделью» и «ходячей демонстрацией», а по своим внутренним причинам. У Александра было некое мировоззрение, и мне не хотелось быть его рупором, тем паче что частенько я бывала с ним несогласной. Поэтому я благодарна ему, что с его подачи начала этим заниматься, но всё же наши дальнейшие пути не совпадают.

- Хм. Мне кажется, вы просто с Александром банально не договорились – не захотели, или время не нашли. Мировоззрение я его отчасти знаю, как у бывшего лютеранского священника, оно, как мне кажется, весьма эклектично и запутанно. Меня смущает другое. То, как вы яростно бежите от роли рекламного образа. А кого ещё – ему было использовать? Ну, только сделать себе операцию по смене пола и самому стать такой живой рекламой – да простит он меня, в мужском обличье на ходячую агитку он как-то совсем не тянул. Логика развития любого общественного движения – даже экологов, она говорит, что на каком-то этапе его зачинатели обязаны добровольно принять на себя роль таких «идолов идеи», иначе никакого движения не получится, тогда его и создавать не надо, и называть не надо, а просто – встречи в ВК регулярно объявлять, и всё. Как любители чая или артхаусного кино делают. А про рупор вообще ничего не понял… рупором бы вы были, если бы интервью давали направо-налево. Но интервью предложил вам только я.

- Предложения от Александра, выраженное в приблизительной форме «давай ты будешь рекламным образом босоногого движения в Екатеринбурге», не было. Если бы было, я бы отказалась. Мне нравится исследовать эту тему, но полученные результаты, которыми я и делюсь в том числе в этом интервью, Александру были не по вкусу.

- По поводу мастурбации на ваши босоногие фото. Ну, вы всерьёз думаете, что, выложив в Сеть Интернет свои фото - возможно, и не босоногие, вы можете запретить кому-либо на них мастурбировать? Как вы себе это представляете? И не могу не спросить – а что же тогда делать Анджелине Джоли и прочим актрисам, российским в том числе?

- У меня такое маленькое пожелание к миру людей: хочу, чтобы сексуальный интерес кого-либо ко мне был бы взаимный. Не люблю безответную любовь и не хочу становиться объектом чьей-то недостижимой страсти. Я не хочу быть администратором чужих влажных фантазий. Я не актриса, не модель, и не ищу себе славы на поприще барефутинга и футфетишизма.

- Хорошо. Мастурбация на ВАШИ фото, о которой ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ, вас чем задевает? Исходя их институтского курса философии, вы об этом не знаете, поэтому это объективная реальность, от вас не зависящая, не так ли?

- Есть такая шутеечка в интернете  –  «Хочу это развидеть»... Ровно до тех пор, пока я ни о чём не знала и не сталкивалась с фут-фетишистами, мне было всё равно, потому что их не существовало в моей объективной реальности. Однако, когда тайное стало явным, Реальность – изменилась, и мне приходится меняться и учиться действовать в мире теперь уже по-новому.

Фото Эльвиры Клюкинских. Копирование фотоматериалов возможно только после личного согласия автора. Фото BAREFOOTКАЙФ. Копирование фотоматериалов возможно только после личного согласия автора. Фото Эльвиры Клюкинских. Копирование фотоматериалов возможно только после личного согласия автора. Фото Эльвиры Клюкинских. Копирование фотоматериалов возможно только после личного согласия автора. Фото Эльвиры Клюкинских. Копирование фотоматериалов возможно только после личного согласия автора.

Теперь мой выбор выглядит так: выкладывать в сеть свои босоногие фото и становиться потенциальным объектом мастурбации и виртуальных преследований, или не выкладывать и жить, как невидимка, просто гуляя босиком, но без риска подвергнуться виртуальным преследованиям? Скорее всего я выберу второе.


Я спокойно переживу, если мои фрэнды или кто-то ещё посторонний ничего не будет знать о моих босоногих подвигах. За количеством лайков не гонюсь, за интересными ощущениями иду в реальность, а не в виртуальное пространство соцсетей.

Не считаю босохождение чем-то, что выделяет меня из массы и превозносит над другими, это не моя «позиция», и я не вижу смысла объявлять об этом на весь мир. Зачем мне эти фото вообще, если они таят в себе столько головняка и угрозы? У меня есть право на открытость, и точно такое же право на закрытость.

- Ну, вы меня не совсем убедили. Хотя бы потому, что я еженедельно, а по лету и ежедневно фотографирую девушек и женщин босоногих, выгладываю Топ-10 в ВК, и особого труда разыскать героинь фотоснимков, для упорного человека, нет… И получается, что если бы столько «головняка и угрозы» таили босоногие снимки, то я бы давно остался без моделей – некоторые уже не первый год снимаются! – от меня бы шарахались, а бедные девушки воем выли бы от приставаний. Как-то нормально всё решают, быстро, без особых эмоций, на то и есть в ВК «Чёрный список», как и в любой соцсети. Мне кажется, вы преувеличиваете это, и, как психолог отчасти, боюсь, сь что у вас просто некоторое маниакально-тревожное ощущение сохранности вашего личного пространства. Такая «обнажённая кожа». Ну, такое бывает… Тогда – да. Лучше вообще никаких фото. Как староверы. Даже на паспорт.

- Давайте, я чётко обосную по поводу фотографий, чтобы ни вы, ни читатели этого интервью не записывали меня в сумасшедшие.

1. Я интроверт и немного параноик (зачёркнуто) творческий, глубоко чувствующий и ранимый человек и не особо скрываю это. Босохождение – моя личная практика, а не повод хайпануть и выставить всю себя на всеобщее обозрение.

2. Я работаю в сфере образования и знаю об участившихся случаях, когда учителей доводили до увольнения после обнаружения в сети вполне невинных фото в купальниках или в косплейных нарядах, как «непристойных и позорящих звание Учителя».

3. Да, «обнаженная кожа» – и снаружи, и изнутри. Я чувствую себя очень открытой и уязвимой в босоногом режиме, и мне не хочется запираться и озлобляться, или притворяться, что я ничего не чувствую и мне всё равно, когда в меня летят плевки и камни.

- Вы также писали: «без всякого там фетишизмоборчества, мне неприятно, мне противно, и я начинаю защищать свои границы». Хорошо, я целиком поддерживаю ваше право. Но оно ведь реализуется в любой соцсети! Нажатием на клавишу «Игнор», «Бан» и т. д. вам этого мало для защиты своих виртуальных границ?

- Я не хочу на своей шкуре проверять неприятных мне людей на адекватность/неадекватность. Виртуальные преследования могут обернуться и реальными проблемами. В реальности нет кнопок «Игнор» и «Бан», зато есть куча возможностей для преследования. Когда произошла трагедия с Татьяной Страховой в январе, на фоне бурных обсуждаемой и последовавшего флэшмоба всплыло то, что какая-то часть общества считает, что публикация в сети провокационных фото – повод для насилия и убийства. Эти люди ходят по одним улицам со мной.

- Вы также написали: «Т.е. девушки просто не знают, что для кого-то они порно-звёзды, меньше знаешь, крепче спишь». А как вы отнесётесь к тому, что каждая модель Студии реально знает, с первой фотосессии ЗНАЕТ все риски и готова к ним? И, несмотря на это, многие идут на последующие съёмки…

А у нас наоборот, вот: НИ ОДНА ИЗ ДЕВУШЕК, чьи фотографии были выложены в сеть в нашей группе, и я в том числе, не информировалась о том, что они могут стать объектом сексуального интереса. Вы понимаете, что речь идет о разных вещах? Для вас серия ФФ-фото и отчёт о городских или лесных прогулках – одно и то же?

Пинок в сторону Александра, он как мужчина не задумался об этом сам или не счёл нужным уведомить других. И я не знаю, как бы все эти девушки поступили, если бы был такой разговор. (А у нас такие разговоры с новенькими девушками сильно не приветствовались. К вопросу о «честности» vs. «затаскивании», поднятой в прошлой части...


- А как вы объясните тот феномен, что примерно 30% моделей – женщины и девушки, искренне любящие ласки их ступней? Им этого не дадут ни их мужья, ни, иногда, любовники. И они это получают у нас. И им приятно, если кто-то «мастурбирует» на их ступни. То есть они извращенки, получается?

- Странный вопрос, но если вас он и вправду волнует, лучше спросить этих самых 30% девушек. Потому что отвечать могу я только за саму себя. Я рада, что вы нашли друг друга, и встретились два одиночества. Извращенцы, не извращенцы, называйте как хотите – главное, чтоб человек был хороший и адекватный (а хороший и адекватный человек уважает чужие границы). Я не желаю «стоять со свечкой» у чужой постели, и мне странно, когда мне кто-то предлагает постоять. Люди вообще-то разные. Кстати, если спросить оставшихся 70% девушек, что они думают по поводу ласк их ступней, что они ответят?

- Опять цитирую: «Про тело и сексуальный объект - лично мне не хочется становиться сексуальным объектом для тех, кого я не знаю», далее: «я одета скромно и закрыто, ненакрашена и стараюсь не отсвечивать, но с босыми ногами - и всё равно становлюсь объектом жгучего интереса от людей, которые мне неприятны». Хорошо, а вы допускаете, что некая часть мужского населения реагирует совсем не на то, что вы считаете эропровокативной составляющей: макияж, яркую одежду и пр.? Чикатилло выбирал не ярких… И как вы будете администрировать тех и этих?

- Я могу отвечать только за себя, но почему-то проблемы с головой и с неадекватной сексуальностью ДРУГИХ совершенно людей становятся МОЕЙ личной проблемой… И меня печалит то, что всевозможные предосторожности всё равно не гарантируют мне безопасность. И дело далеко не в одежде и степени прикрытости разных частей тела, а в конкретных тараканах конкретных людей. Я не могу «администрировать» чужих тараканов, и когда я разуваюсь на улице, мне меньше всего хочется думать о проходящих мимо мужчинах как о потенциальных маньяках. От сравнения босых ног с короткой юбкой короткий путь к слатшеймингу. Представьте, кто-то может просто любить носить короткие юбки/ходить босиком для самой себя.

Я не склонна видеть маньяков за каждым камнем, но реальность показывает, что какой-то процент мужчин сексуально неадекватны, и в публичном появлении без обуви они не просто видят повод для секса, выражая это в разных формах, от неуместных комментариев до оскорблений – они его настойчиво ищут и копают в голове базу под это дело.


Чем больше вы предоставляете аргументов и доводов, что это у меня с головой немного странно, тем более пугающей выглядит ситуация. К сожалению, изучение фут-фетишизма в контексте общения с вами в интервью только подтвердило мои опасения.

Перейду к сути: есть я – периодически ходящая босиком и исследующая в этом личные смыслы, и есть некие почитатели босых ног, которых я хочу оставить за порогом своей жизни. Проблема в том, что вы защищаете проекции других людей, придумываете различные обоснования их правоты. Достаете весь этот странноватенький секс из чужой и возможно не всегда здоровой головы (да, секс – он в голове, именно так) и вручаете мне как… бесценный дар моей якобы сексуальности (что вы вообще о ней знаете?). Мне он мешает, и я изо всех сил хочу отложить его в сторону, а не взваливать на себя. Мне достаточно своего голоса в голове, я не хочу слушать там других.

- И я перейду к сути. Я вас понимаю. Но, с точки зрения холодной юриспруденции: вы сами вправе распоряжаться своим телом, брить или не брить ноги, краситься или нет, одеваться в стиле Леди Гага или монашенки… но какое право вы имеете диктовать другим определённый стиль поведения? Тем более, если он не касается вещественного посягательства на ваше тело? Вы не думаете, что это слишком – заставить о вас думать так, как вы этого хотите?

- Хочу задать волнующий для меня вопрос: каким образом свободное выражение мнения, отличного от мнения большинства, в головах других людей превращается в навязывание своей позиции? Или любое выражение своего мнения, противоречащее общепостсоветскому «молчи, женщина, твоё место на кухне», - это вызов, провокация, пропаганда, манипуляция сознанием? Будь как все или умри молча?
Я хочу, чтобы мой стиль поведения уважали и относились к нему без агрессии. Никому не навязываю своё мнение, но считаю вправе свободно о нём говорить. Однако некоторая часть общества почему-то считает, что говорить о себе равно навязывать другим своё мнение плюс - и готовы навязывать в ответ своё, с навешиванием диагнозов по аватарке, с чем мы и встретилось.

Самое прекрасное здесь в одной фразе: «заставить о вас думать так, как вы этого хотите». Я думаю, очень важно для каждого говорить, кто он/она есть на самом деле, доносить это до окружающих. Проявление в мире, видимость – для меня признак живого человека. Быть видимым/ой = быть реальным/ой. Говорить о себе, особенно тогда, когда личное мнение отличается от общепринятого по многим параметрам, поначалу страшно. Но и босиком ходить порой тоже страшно, и это тоже вызов общепринятому...

Удивительно, что выражение своего мнения вызывает такую агрессию. Просто кто-то хочет воспринимать и воспринимает меня как кусок мяса, и говорит мне, что я и есть кусок мяса. Но я упорно повторяю «Я не кусок мяса» ему и всем. Если я молчу в ситуации, где на меня навешивается образ из чужой головы, которому я не хочу соответствовать, получается, я молчанием подтверждаю ошибочное мнение. И реальность строится на мнении тех, кто оказался наглее и громче меня, действительно превращая меня в кусок мяса.

При этом я стою на почве реальности и понимаю, что «заставить» всех думать о себе именно так, как я хочу – нереально. Но реально сделать так, чтобы мой «голос против всех» был услышан и учтен. Кто может рассказать другим, кто есть я, лучше меня самой? Кто определяет мою собственную реальность босохождения – я или кучка фут-фетишистов?


Если после прочитанного кто-то продолжает отрицать меня и мою реальность – ему не место рядом со мной, наши дороги ведут в противоположные стороны. Примите, что нам с вами не по пути, и перестаньте сажать меня в вашу лодку. У меня своя. Мой мир не перевернется, если кто-то не захочет со мной дружить по причине несогласия

(продолжение следует)

Подготовлено редакционной группой портала. Фото предоставлены из группы BAREFOOTКАЙФ в соцсети ВКонтакте и личного фотоархива С.Неримус. Копирование фотоматериалов С.Неримус возможно только после личного согласия автора.

Все права защищены. Копирование текстовых материалов и перепечатка возможно только со ссылкой на rbfeet.com. Копирование фотоматериалов, принадлежащих Студии RussianBareFeet, возможно только с официального разрешения администрации портала. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала, размещенного на данном портале, и не желаете его распространения, мы удалим его. Срок рассмотрения вашего обращения – 3 (трое) суток с момента получения, срок технического удаления – 15 (пятнадцать) суток. Рассматриваются только обращения по электронной почте на e-mail: irezun@yandex.ru. Мы соблюдаем нормы этики, положения Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».