Босиком в России

Босиком в России / Новости /

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ. Продолжение интервью с Соней Баскаковой (Украина, Харьков).

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

Продолжение интервью с Соней Баскаковой (Харьков), подготовленное Вл. Залесским. Великолепные кадры в воде, снятые в Израиле в 2014 г. Подводное плавание в Ариэль Шарм. 2014 г. Подводное плавание в Ариэль Шарм. 2014 г. Подводное плавание в Ариэль Шарм. 2014 г.

Наш специальный корреспондент во Франкфурте, Владимир Залесский, продолжает рассказывать об удивительной девушке, ныне живущей в Киеве – Соне Баскаковой. Вопросы задаёт шеф-редактор портала, Игорь РЕЗУН. Начало материала опубликовано 8 июля.

 - Соня, как бы автономна и самодостаточна в качестве барефутера она ни была, всё же не могла остаться равнодушным к возможности поговорить с единомышленником, сверить выработанные ею самостоятельно установки, принципы и методы с опытом других. Соня и вопросов задала мне больше, чем я ей.

Например, она спросила, как я хожу в гости. Ну, что я ей мог сказать из своего опыта и опыта моих друзей? Что хожу в гости к барефутеру – босиком, к обутому – обутый. Что в крайнем случае можно пройти на цыпочках в ванную и смыть уличную грязь. Но, оказывается, Соня изобрела ещё один способ не огорчать хозяев. Она ходит в гости (не к барефутерам, конечно, потому что знакомых барефутеров у неё нет!) со своими носочками. Вот где верх такта и щепетильности!

Далее, Соня спросила, можно ли, по моему мнению, ходить босиком в театр, на концерт классической музыки - не в кино, где люди одеты кое-как, а туда, где действительно царит высокое искусство, куда люди готовятся, одеваются как-то по-особенному, словно на праздник. Ну, что мне было ей сказать? Что я последние двадцать-тридцать лет вообще не был в опере, и совсем не потому, что увлёкся босохождением? Что даже многие из тех, кто жить не может без классической музыки, не ходят ни в театр, ни в филармонию, ведь сейчас всё можно увидеть по интернету? Но она сама человек искусства, и ей, очевидно, такие живые контакты с прекрасным нужны больше, чем кому бы то ни было другому.

Так вот, она с некоторых пор тоже редко ходит в «храмы искусства». Потому что ещё не решила, как правильно поступить. Нет, ей неважно, что подумают О НЕЙ люди, она способна и всегда готова на любую, самую отчаянную шалость. Но стоит ли игра свеч, имеет ли она моральное право обманывать ожидания людей? То ли это место, где нужно делать революцию? Ведь зрители пришли насладиться культурными ценностями, а не удивляться выходкам дерзкой девчонки.

В Крыму с братом и подругой. На левой ступне - повязка, тут рана от острого камня, но это не мешает ей босоножить и рисковать... Занозы? Царапины? Для Сони, искренне любящей ВСЕ босоногие ощущения, без остатка, это - часть удовольствия быть свободной от обуви. Соня - фотомодель. 2017 г. Львов, лето 2014 г. Львов, лето 2014 г.

Ну что ж, какое бы решение она ни приняла по поводу того, что предпочесть – свободу для своих ног или демонстрацию уважения к людям – любое её решение будет продуманным и по-своему верным. Именно так я ей и ответил на этот вопрос.

Любопытно, что Соня, отходившая три года босиком и воочию убедившаяся в закаливающем эффекте босохождения (очень укрепила за последнее время здоровье, забыла, что такое простуда), честно пыталась у меня выяснить, а действительно так ли уж полезно ходить босиком? Это меня тронуло и умилило. Чувствуется, отсутствие теоретических знаний нисколько не мешает ей интуитивно поступать правильно. Это удел немногих, самостоятельно мыслящих личностей. А для тех, кто привык жить чужим умом, есть горы литературы, и, как сказал я Соне с уверенностью, ни в одной из этих книг нет ни одного примера, когда хождение босиком причинило бы вред здоровью!

Соня задала вопрос и по поводу травм: как их избежать, и травмируются ли другие столь же часто, как она? Ну конечно, если ходить только по ровненькому да гладенькому – это одно, а если хочешь жить полноценной жизнью и всё на свете увидеть и испытать – тут уж приходится считаться и с возможными большими и маленькими неприятностями.

Вот как-то в Крымских горах, на спуске, острый камень продырявил ей нежный подъём на левой ступне, и она должна была обернуть всю плюсну узкой повязкой и весь остаток пути так и ходить, что, судя по фото, никак не отразилось на её активности, хорошем настроении и готовности рисковать

Ещё раньше, в Карпатах, в похожей ситуации, она отшибла себе мизинец. Так бывает, когда сбегаешь по склону вниз и по дороге нет ни кустика, ни даже веточки, за которую можно ухватиться и притормозить, и тогда случайно задетый камешек может наделать много бед. Нет, мизинец, конечно, остался на месте, но удар был такой сильный, а рана такой глубокой, что какое-то время ей казалось, будто она лишилась мизинца навсегда... Надо сказать, что от подобных происшествий не застрахован самый опытный босоход. Конечно, можно дать ей какие-то рекомендации – спускаться помедленнее, смотреть кругом повнимательнее, но разве можно сдержать огонь и ветер? Вот так же невозможно и её удержать от отчаянных поступков. Она будет и дальше рисковать, и травмироваться будет ещё не раз, и дай только Бог, чтобы раны было лёгкими и всё заживало так же хорошо, как до сих пор.

Эпизод моржевания. 2016 год. В отличие от наших "моржей", Соня не торопится обувать резиновые тапки. Босиком по снегу - так босиком! С сестрой Майей. Египет, декабрь 2016 г. Кстати, в той поездке только Соня решила сверкать голыми пятками везде - от отеля до экскурсий на пирамиды. Купание в норвежском горном озере. Лето 2017 г. Одесса, июнь 2017 г. Просто босиком - как из дома вышла, так и пошла... А вы так можете? Египет, декабрь 2016 г. Босиком везде - по музеям и достопримечательностям...

Соня поинтересовалась также повседневной гигиеной: «Наверное, Вы тоже тратите больше времени на гигиену, чем те, кто постоянно ходит в обуви?» Мне ничего не оставалось делать, как признать: да, времени действительно уходит чуть больше, но к этому можно привыкнуть.

Соня отдаёт себе отчёт в том, что барефутерам в её родной стране, да и во всём нашем общем бывшем доме труднее, чем на моей новой родине - в Германии. Она интуитивно чувствует это, но на всякий случай переспросила: вам там, наверное, легче?

Не поэтому ли она считает себя жительницей не Харькова и не Киева, а вымышленного города Макондо? Это название она и на страничке она указала в качестве родного города, и альбом так назвала, посвящённый харьковскому детству и ранней юности. Может быть, это город босоногих, в котором таким, как она, легко жить?

Соня Баскакова не боится задавать наивных вопросов. Она, как толстовская Наташа Ростова, вообще не удостаивает быть умной. Она больше, чем умна, она мудра в свои 19 лет. Не знаю, где она услышала вот такую мысль: «Моя свобода кончается там, где начинается свобода других». Соня произнесла эту фразу с таким убеждением, что мне на минуту даже показалось, что она самостоятельно родилась в её голове. При этом она непоколебимо уверена, что хождение босиком никак не может быть нарушением чужой свободы. И в этом Соня полностью, на сто процентов права!

- Какое место занимает босохождение в системе ценностей Сони? На какие компромиссы ей приходится идти?

Путешествие автостопом по Украине летом 2015 г. На фестивале в Одессе. Июнь 2017 г. Соня. Лето 2014 г. Когда красивая, босая, да ещё и поёт - тут дрогнет сердце каждого мужчины! Домашнее, очень своеобразное фото... Лето 2014 г.

- Босохождение для Сони – уже не просто удовольствие, а самая настоящая жизненная позиция. При этом Соня отдаёт себе отчёт в том, что хождение босиком имеет не только преимущества, но и недостатки (больше времени тратится на гигиену; травмы; не везде пускают).

Но она уже не может отказаться от босоногого образа жизни. Ведь отказаться – означает обречь себя на чувство неудовлетворённости, перестать быть самой собой. Она пришла к выводу, что ей без обуви лучше, удобнее, и готова защищать эту свою небольшую привилегию. Конечно, уважая других людей и щадя их чувства.

Иногда в такой экстремальной форме, как таская с собой носочки и надевая их на грязные ноги. Не тогда ли она схватила грибок? Был, был у неё грибок. От обуви, как она утверждает, а не от хождения босиком по улице. И прошёл этот «грибок» как раз тогда, когда наступило тёплое время года и она снова начала ходить босиком. Я не стал подробно выяснять всю «историю болезни». Соня ведь не врач и могла легко ошибиться. Интуитивно чувствую, что никакого грибка у неё не было.

Впрочем, важно даже не то, был у неё грибок или нет, а то, как легко она к этому относится. Она твёрдо усвоила, что микроорганизмы, которыми стращают нас обыватели (а врачи порой рассуждают не лучше обывателей, если специально не просвещать их именно в данном вопросе), на улице не живут. А когда ей приходится слышать, что, мол, заразитесь грибком или чем похуже, на это у неё есть универсальная отмазка: «А как же грибок попадёт на улицу, если никто, кроме меня, босиком не ходит?» Всё правильно, против этого и любой умный, думающий врач не стал бы что-либо возражать.

Ни от кого прежде я не слышал такой, в сущности правильной, мысли о том, что надо ЗАСЛУЖИТЬ  право быть босым: «Если не заслужила – обуваюсь». В тот день, 6 июня 2018 г., когда мы лично встретились, она сдавала экзамен по предмету «Джазовый ансамбль». Особенность этого экзамена заключается в том, что успех зависит не только от неё. В течение года она должна была репетировать с незнакомыми ей ранее музыкантами и в качестве их руководителя подготовить номер. Это было новое для неё дело, в котором она чувствовала себя поначалу не совсем уверенно. И появлялась на первых репетициях обутой. Правда, ей это вскоре надоело... В конце концов и на экзамен она пришла в прекрасной элегантной блузе, строгой узкой чёрной юбке, но – босая.

После школьного выпускного вечера 2016 г. Вот он, высший пилотаж: среди расфуфыренных, надевших всё лучшее, взгромоздившихся на каблуки, дерзко - босиком! На кастинге в Днепропетровске в 2014 г. десятиклассница Соня заявила, что хочет научиться играть на разных национальных иснтрументах. Фото -  незадолго перед окончанием школы в 2016 г. Путешествие автостопом по Грузии летом 2016 г. Путешествие автостопом по Грузии летом 2016 г. Путешествие автостопом по Грузии летом 2016 г.

По этой же причине («недостойна быть босой») она первый год института вообще систематически выступала на сцене обутая, хотя имела большой опыт выступлений босиком. На занятиях и на репетиции – босая, на концерт перед публикой – обутая. Из уважения к тому виду искусства, которому она себя посвятила. Босиком надо петь только хорошо!

Может, эта её максима кому-то непонятна, но мне она как раз очень близка. Такое поведение не имеет общего с робостью. Она-то как раз готова на любое шоу, любой розыгрыш, любой, как говорят, стёб - артистка всё же! Нет, не страх перед тем, что скажут люди – причина её осторожности, а трепетное отношение к босоножеству, нежелание повышать рейтинг за счёт своего увлечения. Здесь нет представления о том, что босиком якобы неприлично, наоборот: «Если петь босиком плохо – все скажут: вот, она выпендривается, хочет заработать очки».

Я помню, в самом начале перестройки, когда еврейские мероприятия стали легальными, один уважаемый мною человек, с которым мы готовили первый после тридцатилетней паузы еврейский концерт в Одессе, произнёс фразу: «Мы не имеем права плохо выступить. Если выйти на сцену, для того чтобы плохо спеть и станцевать – лучше не выступать вообще». И эту фразу по-другому, но в какой-то мере сходному поводу (так как речь и в том, и в другом случае идёт о чём-то положительном, но не само собой разумеющимся, не всеми одинаково воспринимаемом, опутанном предрассудками) услышал я сейчас от Сони, сказавшей примерно следующее: «Если босиком – надо хорошо петь. Я научилась хорошо петь и теперь могу позволить себе петь босиком.»

Ещё раз подчёркиваю: Соня идёт на компромиссы в своём стопроцентном барефутерстве не от страха или стеснения, а от уважения. Как, впрочем, и известная нам Ольга Гавва. Та тоже, со своим недлинным списком ситуаций, когда она обувается, делает это только из уважения к кому-то или чему-то.

- Как справляется Соня с запретом нахождения босиком в киевском метро?

Египет, декабрь 2016 г. Путешествие автостопом по Грузии летом 2016 г. Выход Сони на сцену на школьном выпускном вечере в 2016 г Соня с присущей ей иронией назвала это фото "Тёлки на дороге". Грузия , лето 2016 г. Песня "На Ивана на Купала" принесла Соне первое место на межшкольном конкурсе Киевского района г. Харькова "У Киевского есть талант".

- Когда Соню останавливают в метро и требуют надеть обувь (за всё то время, что я лично катался в киевском метро босиком, меня, правда, ни разу не остановили, но это было днём, когда люди либо ехали на работу, либо возвращались - в толпе вряд ли будут обращать внимание на отдельно взятого нарушающего правила гражданина, а вот ей приходится ездить в разное время, в том числе и тогда, когда пассажиров не столь много), то у неё в запасе есть несколько вариантов поведения. Первый – сделать честное такое, умильное лицо и ответить, что обуви нет, чтобы им, запрещающим, стало стыдно. Второй – сказать: «Нет, не надену», - и продолжать движение, авось отстанут. Но это уже конфликт, а конфликта она как раз старается не допускать.

Третий вариант – убежать. Конечно, это крайний случай, и не для всех он приемлем. Но случалось и так, что у неё не было никакого другого выхода. Как-то однажды ей пришлось поздно вечером возвращаться, она была единственная пассажирка на станции и ждала последнего поезда. Если бы не успела сесть в него – осталась бы ночевать на улице, ибо пешком дойдёшь как раз к утру, а денег на такси нет. Постовая позвала ещё нескольких служащих, которым в этот поздний час делать было нечего, и они все начали за ней гнаться, так что ей пришлось просто-напросто бежать от них со всех своих босых ног, как будто она преступница и делает что-то плохое. И она, босая, оказалась-таки проворнее своих обутых преследователей: оторвалась от погони, юркнула в один из вагонов и доехала туда, куда хотела.

- Почему у тебя нет записи всего разговора с Соней? Что бросилось тебе в глаза в речи Сони, в манере общения?

- Соня неохотно пишет, возможно, стесняется ошибок, а вот говорит много и охотно. Но я же не мог одновременно записывать и фотографировать. Несмотря на разницу в возрасте, я смотрел ей в рот и ловил её мысли. Она за всё время не сказала ни одной глупости, которую можно было бы ей охотно простить в связи с её юным возрастом. И именно благодаря тому, что она никак не связана с миром барефутинга, её мысли звучали оригинально и свежо.

Время от времени, когда наступали перерывы в разговоре и только щёлкал фотоаппарат, Соня напевала мелодию из своего любимого мюзикла Р. Роджерса и О. Хаммерстайна «Звуки музыки», а то и насвистывала что-то. Она любит свистеть, делает это очень професионально и не обижается, когда ей в шутку кричат: «А, обувь просвистела!».

Купание в норвежском горном озере. Лето 2017 г. Первый выход на снег. Зима 2013 г. Лето 2015 г. Босиком и с мороженым. Как в известной притче об итальянской графине: "Ах, если бы это ещё и было запрещено!". Фото Вл. Залесского. После школьного выпускного вечера 2016 г.

- Охотно ли Соня согласилась фотографироваться?

Соня с опаской отнеслась к моему фотографированию, хотя с 2013 г. позирует профессиональным фотографам и художникам. Кто-то сказал ей, что у неё асимметричная мимика. На детских фотографиях она действительно иногда кривит рот и брови. А сейчас она уже давно научилась управлять своей мимикой. И теперь в ней уж точно нет ни одного изъяна, она выглядит как ожившая статуя античной эпохи, какая-нибудь Венера или Диана. Или так, как будто сошла с картины кого-то из художников раннего Возрождения, творчеству которых пытались подражать во второй половине XIX века так называемые прерафаэлиты, чьи картины, сходство героинь которых с Соней просто поражает, девушка собрала в специальный альбом на своей страничке в ВК.

Впрочем, Соня-студентка уделяет мало внимания тому, как она представлена в соцсетях – возможно, потому что считает недостойным взрослого человека заниматься картинками, а может быть, просто нет времени? Свою коллекцию видео она перестала обновлять, как только закончила школу. Её канал на Ютубе содержит лишь одно видео, относящееся ко времени учёбы в институте. И только мама продолжает прилежно пополнять коллекцию записей её выступлений.

Соня любит сооружать высокую причёску типа «гнездо» - возможно потому, что ей неохота каждый день заплетать свои роскошные тяжёлые волосы в косы. С этой причёской она становится ещё выше и выглядит не как девчонка, а как благородная дама, служительница искусства (что, собственно, соответствует действительности), несколько экстравагантная, но внушающая уважение. А вот она одним движением распускает волосы и превращается в лесную русалку Мавку.

Кстати, Лесе Украинке не очень повезло с воплощением этого замечательного образа в кино. В экранизации 1961 г. исполнительница главной роли Раиса Недашковская носит на протяжении большей части фильма сандалии, босой мы видим её только когда она пытается, чтобы быть ближе к любимому, жить так, как живут люди, превратиться в крестьянку. Все другие женские персонажи в этом эпизоде также босые (мать Лукаша и его невеста Килина), что подчёркивает заземлённость этих образов, в отличие от воздушной романтичности Мавки. Фильм хорош и по режиссёрской работе, и по игре актёров, и философские мысли автора прекрасно воплощены - не к чему придраться, но обутая русалка – это, знаете, всё же немножко не то...

Соня - фотомодель. 2017 г. Босиком - это значит быть с Землей, быть с Природой, быть с Миром. Фото Вл. Залесского. Портрет Сони работы известного художника Ивы Телесика. Фотосет в Киеве, 2018 г. Фото Вл. Залесского. Фотосет в Киеве, 2018 г. Фото Вл. Залесского.

А более поздняя экранизация, где Мавка на протяжении всего фильма босая, - просто откровенная неудача, даже босоногость героини здесь не интересна, настолько артистка современна и в отрицательном смысле проста, напоминая продавщицу из гастронома, а не романтическую лесную красавицу... Но природа поднатужилась и создала «странноватую девушку» Соню, и я впервые увидел ту, которая соответствует сложившемуся в моём воображении образу Мавки...

На моих снимках Соня одета классически-элегантно, в этом наряде она сдавала экзамен, и в нём же она сидела передо мной на земле у метро «Университет», выставив грязные подошвы и поглощая мороженое – да, явное нарушение единства стиля, это уж точно, не говоря уже об этикете... Обычный вид Сони, по её словам, несколько другой. Весьма непритязательный, почти что бомжацкий вид. Босячка, да и только - Соня с гордостью произносит это слово.

Прохожие иногда спрашивают: «У тебя что, нет обуви?» Она смотрит на них жалобным взглядом и протяжно произносит: «Нееет». Что, впрочем, отчасти правда – с собой-то действительно ничего нет. И люди верят - предлагают купить ей обувь, хотят подарить старую. Правда, дальше обещаний дело не дошло, лукаво замечает девушка. И то сказать: женская обувь 41-го размера – дефицит! А то бы Соня, может быть, ещё подумала, ей-богу...

Почему-то считается, что женская ступня должна быть маленькой, и некоторые девушки, носящие большой размер обуви, стесняются этого. Соня же благодарна природе за то, что наградила её парой здоровых крепких лап большого размера, а порой даже хочет, чтобы они были ещё больше. Чтобы ещё уверенее держать равновесие на покатом склоне... Чтобы, если нужно, ещё сильнее вцепиться ими в землю, слиться с ней...

- Владимир, где происходил разговор и почему было выбрано это место?

Разговор с Соней шёл в университетском ботаническом саду, который находится в самом центре города и куда без труда можно попасть, выйдя из станции метро «Университет». Соня сама выбрала для разговора место с неровным рельефом. А когда она стала ходить туда-сюда по шаткой коряге, в одном шаге от которой находился самый настоящий обрыв, я только шептал: «Сонечка, Вы сами знаете свои пределы, рискуйте разумно, Сонечка!»

Но разве можно её остановить, удержать, если даже родители вынуждены отпускать её во все эти рискованные путешествия, а порой и сопровождать её в них и скрепя сердце наблюдать, как она не жалеет свои ножки, даёт впиваться в них веткам и сучкам, терпит удары камней на горных тропинках... Наверное, она никогда не жалуется и не отстаёт от обутых спутников, а может быть и ведёт их всех за собой, как шла своим широким шагом впереди меня по киевским улицам, до следующей станции метро, в этот солнечный день 6 июня 2018 года...

- О чём бы ты ещё хотел спросить Соню?

- Я хочу понять, всегда ли она такая, какой предстала передо мной – непоколебимо уверенная в себе, раскованная, даже дерзкая, но приятно-дерзкая, знаете, как певчая птичка, которой ты охотно подставляешь ладонь, разрешая её клевать. Бывает ли у неё плохое настроение, упадок сил? Я лично не могу себе такое представить. Я не могу вообразить её плачущей, визжащей. Разве что в детстве, но об этом как раз я хочу её расспросить: когда она перестала плакать, когда поняла, что ничего, совершенно ничего не боится?

Мне интересно также, почему она выбрала такую необычную специальность. Да, джаз она начала исполнять как минимум в 14 лет, об этом она говорила на конкурсе талантов Киевского района в 2013 г., да и видео роскошное есть, относящееся примерно к тому же времени (а ещё двумя годами раньше вундеркинд Соня заняла третье место на международном конкурсе «Ищем таланты» с отнюдь не джазовой и отнюдь не фольклорно-босоногой песней о кукле, в которой есть слова «И мечтает кукла, что когда-нибудь пойдёт босиком под дождём в летний вечер», но юная исполнительница была тогда вполне обута).  Ещё Соня дала понять, что к песне «На Ивана на Купала» она обратилась случайно, исключительно потому, что надо было спеть что-то украинское или хотя бы славянское. Но эта песня стала её визитной карточкой и наиболее известным достижением, в то время как её несомненные джазовые успехи (я пересмотрел все ролики – потрясающий голос, блестящее исполнение: закроешь глаза, и слышишь Эллу Фитцджеральд) известны только узкому кругу ценителей этого вида искусства... И всё-таки я хотел бы спросить: рассматривались ли альтернативы при выборе профессии, кем ещё она хотела в детстве стать? Предлагал ли ей кто-то, в частности, работу на подиуме? С её ростом, с её волосами, с её артистизмом, наконец, она бы, несомненно, имела успех, зарабатывала бы кучу денег.

Хотелось бы спросить, живёт ли она по-прежнему в затараканенном общежитии или сняла квартиру (с молодым человеком, надеюсь). А также рискнул бы задать вопрос, как она относится к идеологии «чайлдфри». Перестанет ли она босоножить, когда станет замужней дамой, обзаведётся хозяйством и детьми, или, наоборот, именно тогда и развернётся по-настоящему, не испытывая угрызений совести по поводу мнимого неуважения к кому-либо и чему-либо.

Интересно бы узнать, действительно ли в её жилах течёт «цыганско-хохляцкая кровь» или это нашему шеф-редактору только показалось. И кто всё-таки родители её петербургского брата и московской сестры? Поддерживает ли она отношения с нидерландцем, вместе с которым босиком совершила три года назад путешествие автостопом по Украине? На каком языке они общались? И вообще, как его зовут? Есть же у него имя, в конце концов, а не только национальность «нидерландец» (кстати, Соне делает честь, что она ни разу не сделала типичную ошибку, в которую впадают многие – не назвала его «голландцем». Представляю, как яростно молодой человек отпихивался от этого слова, раз правильное название столь крепко засело Соне в голову). В альбоме «Автостопом по Украине 2015» есть очень много красивых, трогательных снимков. Но самый трогательный для меня тот, который здесь не может быть опубликован – слишком мелкие фигуры людей. Или горы слишком большие, чтобы вместиться в кадр. Двое с рюкзаками, молодой человек и юная девушка, уходят босиком вдаль по каменистым карпатским дорогам... Простите мне мою сентиментальность, я очень хотел бы быть на его месте...

Всё же в большинстве случаев Соня ходит в походы с обутыми спутниками. Рождает ли это какие-то проблемы? Чувствует ли она угрызения совести, что, может быть, идёт слишком медленно, задерживает группу? Или, наоборот, сетует на спутников, которые проявляют недостаточно внимания к ней, единственной босоногой?

Очень хотелось бы побеседовать по поводу её зимнего стиля одежды. Видя, как храбро она уплетает мороженое (при том что в своей профессии полностью зависит от голоса), подозреваю, что не страх простудиться, а соображения стиля играют главную роль в том, что она ходит босиком только в тёплую погоду. Да, в Норвегии на природе она была в джинсах, а не колготах, и поэтому так легко рассталась с ботинками. Но может ли она представить себе, что будет так ходить по городу? Я бы показал ей фотографии Лу, которая, хотя и охотно ходит в джинсах, но умудряется, если нужно для стиля, обходиться и без них, в том числе когда довольно холодно.

Хотелось бы узнать, какой таинственный фестиваль состоялся в июне 2017 года в Одессе. Что за диплом на её имя изображён на одной из фотографий? Почему она нигде ничего не говорит об этой победе? В каких местах она снималась в своём родном городе? Я узнаю не всё, особенно интерьеры.

Я спросил бы Соню, действительно ли она ничего не слышала об Андрее Новосёлове, о его группе? По крайней мере одна из участниц, причём самая активная, Наталья Ляпунова, у неё в друзьях на Фейсбуке. Обе украинские босоножки, с которыми её объединяет увлечение йогой – Елена Батенькова и Иванна Красносельская – тоже в друзьях, и к ним относится тот же мой вопрос.

В ВК я нашёл два видео юной Сони с занятий капоэйрой – бразильским боевым искусством, в котором больше искусства, чем спорта. Правильно ли моё предположение, что йога сменила капоэйру, которую она в анкете на сайте "acmodasi" уже  не назвала в числе своих увлечений, или она продолжает заниматься и тем, и другим?

На когда назначен её полёт на параплане и куплен ли уже билет в Диснейленд? По-моему, все другие мечты, которые Соня в 15-летнем возрасте перечислила на днепропетровском кастинге, уже осуществились: с парашютом прыгнула, в дальние страны ездит, к карьере звезды уверенно идёт!

Я бы передал Соне приглашение в Москву от нашего единомышленника Ильи Макарова, которое он высказал у меня на страничке. Напомнил бы, что и моё приглашение в гости, относящееся также к её родственникам и друзьям, остаётся в силе. Как хорошо было бы, если бы то фото, которое меня тронуло, хотя бы на несколько часов стало реальностью – если не на родной земле, то хотя бы на второй моей родине Германии. Чуть-чуть автостопа и горного хайкинга с Соней – больше ни на что я не претендую.

И, конечно, я бы задал ей вопрос о планах – ближайших, средних и дальних. И о джазе хотелось бы поговорить, о его будущем. Рождается ли в джазе что-то новое? Вот, она перепела все известные песни Эллы Фитцджеральд, Сары Воон, даже некоторые Луи Армстронга и Фрэнка Синатры. А что будет дальше? Как она представляет себе свой дальнейший творческий путь?

Я, к сожалению, очень мало знаю о джазе, так уж получилось. Кроме безграничного уважения к светлой личности Луи Армстронга – друга евреев, знавшего идиш, певшего на идиш, никакой эмоциональной связи с этой областью культуры у меня до сих пор не было. Я хотел бы посмотреть на джаз её глазами, понять, как родился её интерес к нему, что привлекло её в этом, отнюдь не самом модном среди молодёжи, как бы относящемся к прошлому – хоть и более близкому, чем Верди и Чайковский, но всё же прошлому - направлении. Конечно, об эпохе, которая родила джаз, я кое-что знаю, что и ей могло быть интересно.

Я бы рассказал ей о своём старшем друге, певце и сочинителе песен из Запорожья, ровеснике Эллы Фитцджеральд и Сары Воон, который в возрасте восьмидесяти (!!!) лет осуществил свою мечту и стал известным еврейским эстрадным певцом и продолжал ещё очень, очень долго выступать, даже перешагнув 90-летний рубеж. Мне очень хотелось бы поговорить с ней обо всём этом в другом формате – без необходимости мне фотографировать, а ей позировать. Сбудется ли когда-нибудь это желание?

Пока что Софья Баскакова, успешно сдав последний, важнейший экзамен по основной специальности за второй курс, укатила в Харьков (не то чтобы автостопом, но на машине – зачем стоять в очереди за билетами на поезд, раз есть столько желающих бесплатно её подвезти!), чтобы оттуда отправиться весёлой компанией в очередное босоногое путешествие – без ноутбука и экономя зарядку на смартфоне, из-за чего все эти вопросы остаются пока неотвеченными...

 

Колонка редактора

АНГЕЛЫ БОСЫ

Рыбачка Соня как-то в мае… Да нет, не Одесса-мама, город другой, вовремя меня Владимир поправил. И просил не ругать Соню. А чего её мне ругать? С таким же успехом можно ругать какую-нибудь Серену делла Пальме из Европы, или того же Андрия Лапановича из Минска, что, дескать, не льют они воду на нашу мельницу, не участвуют активно в босоногой тусе, ходят босиком не строем, а тогда, когда им заблагорассудится…

Да ну, ребята. Устал.

Украина – другое государство, отрезанный ломоть, о чём говорить? Живёт себе такая девушка Соня, босоножит по Киеву, так и хорошо. И пусть дальше. Для меня симптоматичны не только кадры с его телевыступления с «купальской» песней, а кадр, где она босиком на сцену родной школы выходит. Хм, в нашем ареопаге вторую такую героиню не сыщу… Так что молодец она. Будучи даже и непривлекаема к яростной борьбе за права босоногих меньшинств.

Приятно подкупает её простенькое объяснение первому своему появлению босиком на публике: ну, вот не было подходящей обуви, и всё… А ведь это самое ценное.  Где вы, дурынделки-то наши, расейские, тупые домохозяйки или готовящиеся ими стать, рабыни общественного вкуса и своего мужа-тирана?! Ау?! Это не вы ли уродуете ножищи свои в угоду моде, вкусам примитивных мужиков, родственников или чего-то, или кого-то ещё? С двадцати лет уродуете, дурилки вы картонные, косметикой перемазанные… и к тридцати годам только плюнуть смачно на ваши уродливые лапы, пластырем заклеенные – только и можно. Тьфу! Не люблю женщин российских, потому, что они в большинстве подавляющем своём – не утончённые Женщины, а Бабы – деревенские. Деревенскость эта, "общинность",  так и прёт, несмотря на высшее образование и типа-городской-лоск. Только там онучи были, а тут тапки с помпонами. И бабы российские обуви преданы, она для них – всё, а здоровая ступня – ничто, и ещё чуть-чуть… совсем чуть-чуть, и начнут наши городские коровы себе мизинцы на ступнях ампутировать, чтобы удобнее было «шпильки» носить.

А эта вот – не нашла УДОБНОЙ ОБУВИ, не захотела влезать на шпильки-колодки, ощущения эти отвратительные испытывать и пошла босиком. На сцену. Петь. Вот умойтесь слезами, дуры, позеленейте от зависти – перед вами СВОБОДНАЯ женщина. И мужика она себе найдёт такого, что вы обзавидуетесь ещё раз и с плачем убежите к унитазу – рыдать. На своих туфлях на «шпильках», или на «лабутенах-нах», достойных разве что шлюхи с Тверской.

А она шлюхой никогда не будет, понимаете?!

Второй момент. Молодая она девушка, у неё родители есть, которые своё слово имеют что сказать, если что. И эти родители – на минуточку! – «классные». Они её понимают. А вы, совки недоделанные, матроны-домохозяйки, своих дитёв понимаете?! Да фига с два. Вы им вталдыкиваете. Как нужно и правильно, вместе с уродской школой современной, перезрелыми тётками в необъятных юбках, завучихами и директрисами… Вы насилуете своих детей, вы в курсе? Уродуете их. И девчонок, и мальчишек. Помните об этом. И, может быть, когда ваш ребёнок начнёт анашу курить или бухать – в знак протеста против вашей родительской гиперопеки, то знайте: это потому, что вы ему в шесть лет не разрешили сандалики снять и поиграть во дворе босиком. Чума на оба ваших дома, горите вы в аду.

И вот сейчас, написав всё это на одном дыхании (потому, что накипело), я понимаю, что к большинству читателей портала это не относится. Вряд ли новости «Босиком в России» будет читать какая-нибудь… с вуман.ру. Среди моего окружения тех, кого я мог бы причислить к разряду таких вот «коров», сиречь баб, и нет вовсе; но мои громы и молнии мимо не летят. Потому, что есть множество людей, которые могут обидеться на такую резкость, и заведут любимую пластинку: мол, все люди разные, у каждого свои вкусы, свои тараканы и прочее… Обижайтесь на здоровье. Здесь вопрос выходит на уровень принципа. Тут надо жёстко.

Третье я процитирую, ибо невозможно иначе: «…Когда я начала ходить босиком, мне казалось сначала, что все это замечают и все обращают внимание на меня, что весь мир смотрит на мои босые ноги... Буквально несколько дней прошло, и мне казалось уже, что весь мир привык к ним так же, как и я». Видите? Это к тому, что на вас, начинающих босоходов, будут пялиться. Азартно, стоглазо на айфоны вас, придурков, снимать. Вот! А вы ходите. И у кого не хватит мужества идти гордо по улице босиком – с осознанием своей превосходной гордости босой, то катитесь вы на хрен, обувайтесь немедля и не позорьте род человечий своей поганой трусостью, неумением пойти ПРОТИВ общества, ПРОТИВ системы.

Я вообще, знаете ли, с годами проникаюсь Пестелем. Ага. Этот кровавый деспот из числа так называемых «декабристов», душегуб и убивец (заодно с Каховским, подло стрелявшим в спину безоружного), он ведь правильно сказал: есть общество делится на «управляющих» и «управляемых». Вы его «Русскую Правду» почитайте, удивитесь… Так вот вы и есть управляемые. БыДло. С двумя машинами на семью. Управляемое модой, баблом, вкусами родни мнением начальника и общим мейнстримом: дескать, мужики везде грязные носки разбрасывают! А женщины часами по телефону разговаривают. В какой моче вы мозги свои выварили, господа обыватели?! Не любящие «инаковых». О, я мечтаю втайне, что в какой-то фантазийной реальности я вам террор устрою. К стенке ставить за одно слово: «босиком это грязно…». Вот так. Жёстко.

Да, я понимаю, не всем босиком ходить по улицам, к этому, кстати, соглашусь, мало приспособленным. Кому-то надо быть и рабочей скотинкой, шпалы класть, хлеб печь, мусор вывозить, стены штукатурить, капусту рубить… и так далее. Так знаете своё место, обутые! Не могущие ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ЭТО. Знайте твёрдо, как вы «знаете» про «грибок на асфальте», про столбняк,  плевки-харчки, битые стёкла и наркоманские шприцы на каждом квадратном метре тротуара. И не разевайте рты свои поганые, чтобы осуждать нас, босоходов – и иже с ними Соню. Это я сказал. И я в гробу вас видал.

А тем, кто решился – им легче. Они очень скоро понимают, что на них-то не смотрят. Потому, что они выше быковатого мещанства светской интеллигенции (поганое семя, которое ходит в сандалиях на носки – до сих пор; совка нет, развалили, а ведь ходят!). И продолжают ходить, как Соня.

Снова процитирую, не удержусь. «А что такое вообще боль? Не знаю, я, может быть, чуть-чуть мазохистка, но когда я терплю вот такую мелкую боль, мне кажется, что это какая-то дань за нечто более важное… и все эти ранения и так далее – это такая расплата за то счастье, которое я могу испытывать, когда хожу босиком. Ну, за всё нужно платить, наверное». Да. Это плата за избранность. За право не принадлежать к вашему долбаному комфортабельному середнячеству, среднему вашему классу. Иметь СВОЁ мнение, свой СТИЛЬ, свои ПРИНЦИПЫ. И она – имеет. Да ей нелегко приходится и придётся. Но тем слаще… Плата, понимаете, за удовольствие быть «инаковым» - удовольствие, которое вам недоступно. Ангелы босы, а вы, сучье племя, настаивающее на обязательности обуви, вы и обуты.

Да, повторюсь:  я хорошо понимаю, что в яростном спиче своём я борюсь с ветряными мельницами, как герой Сервантеса. Это сытое сволочное большинство «жирное губой напоёт Северянина» (кто-нибудь понял, вообще, что я сказал, а?) и поедет в «Ленту» - затариваться на неделю. Да сгорите вы вместе с этой «Лентой», сытые и ленивые. И послушные обществу. Среди моих знакомых и моего круга ничтожное количество тех, к кому эти слова относятся – они пусть спят спокойно. Я вас ненавижу, новое российское мещанство. И Соня – как флаг, как знамя. Пока что…

Что резануло-цепануло? А вот это: «Ой, ой, ой, ой, вот такое мне очень не нравится: если вы перехотите, вы сломаетесь и так далее. Ой нет, знаете, вот самое главное – не делать из этого какой-то культ – ну, лично для меня это так…». И то, что она ходит босиком не для того, чтоб что-то кому-то доказать – это наша милая Соня себе самой врёт. Ложь во спасение, я знаю. Она собой, своими прилюдно босыми ногами доказывает, она это несёт, как флаг – МОЖНО и НУЖНО. «Если мне вдруг станет дискомфортно жить без обуви, я обязательно обуюсь». Конечно, Сонечка. Это если тебя на Землю Франца-Иосифа или на Чукотку отправят – станет дискомфортно, как же ещё.

А скорее всего, встретишь ты будущего мужа. Может, им и будет тот таинственный "друг", который уже сейчас тебя не одобряет. Он, став супругом, на тебя рыкнет или цыкнет, и тогда ты обуешься, как миленькая… Вот тогда и будет дискомфортно. Это пока что у тебя «классная семья», а вот классную свекровь или классного свёкра найти сложнее.

Да, Соня, обувь тебе ничем не навредила (пока – потому, что ты носишь её крайне мало, в отличие от твоих мясоголовых сверстниц!), и это отличная вещь. Зимой в Сибири, в горах Алтая, на вулканах Камчатки, в сталепрокатном цеху Нижнего Тагила, или в кишащей паразитами Африке. А в нашем рядовом российском городе это несколько месяцев в году лишняя вещь. И не надо прятаться за трюизмы, ты это тоже понимаешь. «Многим людям неприятно смотреть на грязные ноги, причём их отношение вызвано именно внутренними эстетическими побуждениями». А мне вот плевать на людей и их внутренние эстетические побуждения. Я чту конституцию РФ и Уголовный Кодекс, мне хватает. А ты уже сломалась. Захочешь обуться – обувайся! Но ты изменишь своим принципам, именно так; хотя и говоришь, что это не принцип…

Нет, Соня, это и есть принцип. Как говорил главный герой «Ада на колёсах» - жизнь несправедлива и жестока, с этим надо примириться. И тебя когда-нибудь сломают… И ты даже не вспомнишь это интервью. Это же не принцип.

Но если тебя не сломают, через пару десятков лет, Соня, я тебе подарю миллион алых роз или ящик коньяка – на твой выбор. Потому, что хорошо быть такой максималисткой в твоём возрасте, и, увы, тяжело в зрелом.

…Но, с другой стороны, вчитайтесь в её ответы. Мудрости там много, я сам крупицы дочерпывал. Вчитайтесь: «Мы вообще много делаем не думая, но это не значит, что нельзя задать вопрос, почему мы так делаем». Именно так. Вы вот - думаете?

Нет. Вы не думаете. Вы – тупое большинство. Ходите в обуви и дальше.

А Соня УЖЕ думает, задумывается и выбирает. И это единственное, что вселяет в меня толику оптимизма.

Игорь Резун, член Союза журналистов России.

Подготовлено редакционной группой портала rbfeet.com. Фото Вл. Залесского, также предоставленные Соней Баскаковой.
Все права защищены. Копирование текстовых материалов и перепечатка возможно только со ссылкой на rbfeet.com. Копирование фотоматериалов, принадлежащих Студии RussianBareFeet, возможно только с официального разрешения администрации портала. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала, размещенного на данном портале, и не желаете его распространения, мы удалим его. Срок рассмотрения вашего обращения – 3 (трое) суток с момента получения, срок технического удаления – 15 (пятнадцать) суток. Рассматриваются только обращения по электронной почте irezun@yandex.ru