Босиком в России

Босиком в России / Новости /

НАШИ ЛЮДИ. Откровение от Суми. Часть первая.

Портал «Босиком в России» с началом сентября перестал обновляться – наши постоянные читатели это заметили. К счастью, это не связано ни с возможным распадом команды редакции, ни с потерей интереса к теме – скорее, с длительными творческими отпусками сотрудников редакции, которые работали для вас предыдущие годы и особенно летом. Поэтому мы снова возвращаемся к нашему делу и публикации интервью. И новый сезон этого года открывает интервью с самым удивительным человеком, который встретился нам в босоногом сообществе – с жительницей Екатеринбурга, участницей группы «BAREFOOTКАЙФ», Суми Неримус. Это интервью готовилось долго, и, тем не менее, оно перед вами.

Откровенные интервью барефутеров - только на портале "Босиком в России". Суми часто фотографирует свои ступни на фоне природных ландшафтов. Фото предоставлено Суми Неримус. Суми часто фотографирует свои ступни на фоне природных ландшафтов. Фото предоставлено Суми Неримус. Фото с босопрогулки, со стены екатеринбургской группы в ВК, "BAREFOOTКАЙФ". Суми часто фотографирует свои ступни на фоне природных ландшафтов. Фото предоставлено Суми Неримус.

 

ОТКРОВЕНИЕ ОТ СУМИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Я, как шеф-редактор портала, должен принести извинения. И самой Суми, и всем тем, кто долго ждал анонсированного материала. Дело не в Суми – она отвечала на наши с Владимиром вопросы (в подготовке материала принимал участие спецкор портала, Владимир Залесский) очень своевременно и подробно. Увы, финальные шаги по подготовке пришлись как раз на период отпусков и некоторых технических трудностей… Да, интервью готово. Вы его сейчас прочтёте. Но перед этим я должен сделать два достаточно важных заявления.

Фото с босопрогулки, со стены екатеринбургской группы в ВК, "BAREFOOTКАЙФ". Фото с босопрогулки, со стены екатеринбургской группы в ВК, "BAREFOOTКАЙФ". Фото с босопрогулки, со стены екатеринбургской группы в ВК, "BAREFOOTКАЙФ". Фото с босопрогулки, со стены екатеринбургской группы в ВК, "BAREFOOTКАЙФ". Фото с босопрогулки, со стены екатеринбургской группы в ВК, "BAREFOOTКАЙФ". Суми и Александр Черепанов.

Первое. Я чудовищно благодарен Суми за то, что она вообще согласилась на эту затею. Если кто-то из читателей следит за темами обсуждений на представительстве портала в соцсети ВКонтакте, он помнит, что именно я был самым яростными противником взглядов Суми на многие моменты и босохождения, и отношения к жизни. Но я исповедую и до конца жизни буду исповедовать принцип: «Платон мне друг, но истина – дороже!». В этом смысле я благодарю Суми за интервью и восхищаюсь её душевным мужеством, достоинством, которое позволило ей пойти на разговор с «заклятым врагом». Шучу…

Второе. Да, я не во всех вопросах до сих пор согласен с Суми. Справедливость требует это признать. Но я бесконечно уважаю её позицию; полагаю, что эту позиция может разделять определённое число наших читательниц и поэтому она обязана быть изложенной – сколь бы не были велики мои возражения. Пусть слово будет сказано. Последнее слово будет за вами, дорогие читатели!

Игорь Резун, шеф-редактор портала «Босиком в России».

От редакции: героиня нашего интервью уже высказывалась на эти темы в обсуждении в группе представительства портала в соцсети ВКонтакте. Те, кто зарегистрирован в ВК, могут познакомиться с обширной дискуссией здесь: https://vk.com/topic-2588509_35457301?offset=80

НЕ ЯПОНКА, НО КАРЕЛО-ВЕПСКА

Суми часто фотографирует свои ступни на фоне природных ландшафтов. Фото предоставлено Суми Неримус. Фото с босопрогулки, со стены екатеринбургской группы в ВК, "BAREFOOTКАЙФ". Суми и Александр Черепанов. Суми часто фотографирует свои ступни на фоне природных ландшафтов. Фото предоставлено Суми Неримус. Суми часто фотографирует свои ступни на фоне природных ландшафтов. Фото предоставлено Суми Неримус. Суми часто фотографирует свои ступни на фоне природных ландшафтов. Фото предоставлено Суми Неримус.

- Итак, начнём с основного: где вы родились – и как попали в Екатеринбург?

- В Екатеринбурге я родилась и выросла. Несколько лет по работе пожила в Самаре.

- Самара… В одной из традиционных рубрик сайта – «Девушка с обложки» было несколько интервью с представительницами этих волжских городов. И я неизменно отмечал некоторую, типично волжскую удаль, размах характера. Интересно, вы что-то такое заметили, или нет, живя в Самаре? Насколько менталитеты жителей столицы Урала и почти что «столицы всея Волги» отличаются?

- Самара у меня ассоциируется с одной стороны, с речными просторами, с другой – с камерным уютом большого количества старинных зданий, как начала 20 века и ранее, так и эпохи конструктивизма. Менталитет действительно другой, более «домашний» с одной стороны,  и более расслабленный вплоть до расхлябанности с другой. Екатеринбург в этом плане поэнергичней и понапористей, здесь явно больше амбиций. Этим летом ненадолго побыла в Самаре, и удалось погулять босиком, а не только в плане «помочить ножки в Волге», чего не доводилась делать, когда жила здесь раньше. Можно сказать, ощутила Самару чуть по-другому.

- Кто вы по образованию и кем сейчас работаете?

Фото с босопрогулки, со стены екатеринбургской группы в ВК, "BAREFOOTКАЙФ". Суми часто фотографирует свои ступни на фоне природных ландшафтов. Фото предоставлено Суми Неримус. Фото с босопрогулки, со стены екатеринбургской группы в ВК, "BAREFOOTКАЙФ". Фото с босопрогулки, со стены екатеринбургской группы в ВК, "BAREFOOTКАЙФ". Фото с босопрогулки, со стены екатеринбургской группы в ВК, "BAREFOOTКАЙФ".

- По образованию – психолог, общего профиля, специализируюсь на арт-терапии. Сейчас я педагог по лепке из глины с особыми детьми, преподаю японский в качестве репетитора.

- То, что вы психолог, некоторым образом заметно. Ладно, это тема немного другого фрагмента нашего интервью. И всё-таки не могу вас не спросить, как психолога: есть ли некая особая психология, особая идеология, допустим, у людей, одобряющих публичное хождение босиком? В чём она заключается, кроме как в нарушении определенного общепринятого стереотипа поведения?

- Процент людей, выбравших «босоногий образ жизни» в той или иной степени, достаточно мал, на мой взгляд. К тому же, невозможно рассматривать это увлечение без отрыва от других черт характера и личностных качеств.

Люди приходят к босохождению разными дорогами и преследуют разные цели, и объединять их в единую группу можно только по внешнему видимому признаку – босым ногам; чем-то это сродни гороскопу – можно верить и обыгрывать случайные совпадения как абсолютное доказательство теории, но база довольно шаткая. Для меня лично босохождение связано с темами внутренней свободы, открытости, творчества, доверия. Также работа с телесностью, принятием себя, разрешения проживать всю гамму чувств без оглядки на усвоенные нормы.

Однако подобное увлечение - одна лишь из граней личности, один из способов проявления в мире. Само по себе босохождение вряд ли изменит чью-то личность, если параллельно не будет вестись другая внутренняя работа. Что я вижу ещё на поприще босо-рунета. Желание выделиться, быть видимым, и отстоять свои границы и права – декларация «я есть, такой, как есть» и «я имею право говорить, что я не такой, как все».

Фото с босопрогулки, со стены екатеринбургской группы в ВК, "BAREFOOTКАЙФ". Фото с босопрогулки, со стены екатеринбургской группы в ВК, "BAREFOOTКАЙФ". Суми часто фотографирует свои ступни на фоне природных ландшафтов. Фото предоставлено Суми Неримус. Фото с босопрогулки, со стены екатеринбургской группы в ВК, "BAREFOOTКАЙФ". Фото с босопрогулки, со стены екатеринбургской группы в ВК, "BAREFOOTКАЙФ".

Кстати, как человек много танцующий (свободный и интегральный танец, контактная импровизация, хофши, другие направления на границе психологии и танца), могу сказать, что в «танцующем племени» значительная часть народу предпочитает танцевать босиком – и никак это не выделяет, как нечто экстраординарное или стоящего пристального внимания. Но здесь другая степень открытости и иное восприятие тела в целом, акцент на стопы в какой-то момент ставится только как часть большего процесса.

Вот ещё интересная информация, которая пришла уже на стадии сверки интервью. Хождение босиком рекомендуют основатели метода телесно-ориентированной терапии для снятия тазового блока. Под блоком понимается постоянное неосознанное напряжение мышц, ведущее к ухудшению функционирования отдельных органов и организма в целом, появлению болезненности без видимой причины, отёкам, ограничению подвижности – на уровне тела. На уровне психики – в области ног и таза зашифрованы ответы на вопросы витальности и сексуальности, «заземления», способности быть «здесь и сейчас», баланса и устойчивости – физически и психически.

Поэтому я допускаю мысль, что ходящие босиком люди (включая и меня саму) порой неосознанно ищут решение этих вопросов на телесном уровне. Но опять же, не только. Иначе, по этой логике, человек, испытывающий потребность в босохождении, никак эти вопросы прояснить не может, количество не переходит в качество, телесное не интегрируется в психическое – получается вечный босоногий Незнайка на Луне. Поэтому ситуативный барефутинг – как некое упражнение, помещение себя в особые условия, для поиска ответов в теле, которые могут стать ключами для разрешения определенной проблемы, – вполне вписывающаяся в теорию практика.

Постоянное босохождение с акцентированием внимания лишь на внешнем проявлении и телесных ощущениях – никакой пользы, кроме закаливания, не принесет. Если это стартовая точка, чтобы пойти вглубь себя – уже отлично. Не нужно быть философом, психологом, эзотерическим практиком с багажом знаний и опыта, образования, прочитанных книг и начитанных мантр за плечами, чтобы идти к себе, это доступно каждому. При условии, что человек смотрит внимательно и вглубь, и вовне. Это то, что роднит босохождение с медитацией.

Кстати, мне были интересны обсуждения в группе, в которые я всё же однажды включилась, именно по этой причине – я искала, как другие люди осмысливают свой босоногий опыт, сравнивала со своим. Для меня существование площадок, где можно выговориться и получить поддержку, информацию, пищу для раздумий – хороший знак. Что босохождение существует в самых разных ипостасях и смыслах, что за этим явлением стоят живые люди со своими историями.

Фото с босопрогулки, со стены екатеринбургской группы в ВК, "BAREFOOTКАЙФ". Фото с босопрогулки, со стены екатеринбургской группы в ВК, "BAREFOOTКАЙФ". Фото с босопрогулки, со стены екатеринбургской группы в ВК, "BAREFOOTКАЙФ". Фото с босопрогулки, со стены екатеринбургской группы в ВК, "BAREFOOTКАЙФ". Суми часто фотографирует свои ступни на фоне природных ландшафтов. Фото предоставлено Суми Неримус.

- Как я знаю, вы определяете свою национальность, как «карела-вепска». Что это? Это действительно означает вашу глубокую погруженность в национальную культуру вепсов?

- Мне сложно определить свою национальность, ведь мои предки из разных уголков России, и в результате известных политических процессов в СССР всё стёрлось и размылось. Однако, моя бабушка по отцу родом из Карелии, она упоминала о предках карелах и вепсах, живущих в этом регионе, относила себя к этой национальности. Поэтому если описывать себя через национальность, только одна четвертая составляющая определена относительно точно. По иронии, именно эта одна четвёртая генов определяет мою внешность, ошибочно принятую за «азиатскую».

Узнав про изучение с японского языка, с детства, кто-то ищет во мне японские корни - хотя их нет, а есть лишь склонность к поспешным выводам и богатое воображение некоторых собеседников. Если вернуться опять к карельским корням – мне интересны малые народы России, их творчество, мифы, орнаменты, легенды, музыка и т.д. Песни на карельском языке, который я не знаю (сама бабушка могла сказать всего несколько фраз, хотя в Петрозаводске в её детстве выходили на нём газеты; мои же познания равны нулю) глубоко отзываются в сердце. Мечтаю отправиться туда в путешествие, суровая северная природа меня манит.

ОДНА И СТАРАЮСЬ НЕ ТЕРЯТЬ ВРЕМЕНИ

- Какова, с вашей точки зрения, идеальная семья – и как вы думаете, будет ли ваша собственная семья соответствовать этому стандарту?

- Я стараюсь избегать идеальности и считаю слово «идеальный» порой опасным, особенно когда речь идет о таких невидимых и изменчивых понятиях, как человеческие отношения в разных формах, да и личность тоже. Погоня за идеальностью порождает только стресс и неприятие себя; поэтому, например, современная психология даже предложила новое понятие «достаточно хорошая мать» (вместо «идеальная мать»), как ответ на проблемы молодых матерей, которые не могут соответствовать навязанным извне чрезмерным ожиданиям общества…  «Достаточно хорошая семья» может быть очень разной, и это зависит от личности каждого её члена, но по моим наблюдениям, уважение друг к другу, взаимный интерес и эмпатия помогают создать то чувство общности, дома как места, куда хочется вернуться всем его обитателям.

- Согласен, слово «идеальный» и так довольно опошлено «мировыми стандартами» и тем более, стандартами потребления, что вызывает скорее зубовный скрежет… Но я, в принципе, имел в виду именно то, что вы и назвали. Семья – дом, куда хочется вернуться. Где взаимный интерес и эмпатия, где тепло. Ну, я так понял, у вас такого дома нет. Вы пока одна. И почему, если не секрет? И как долго, по вашему мнению, такой семьи у вас не будет?

- Я пока одна, потому что не встретила «своего человека», который также назвал бы «своим человеком» меня. Я не знаю, сколько это продлится, но допускаю, что эта встреча так и не состоится. Поэтому я не ставлю на семью и взаимоотношения все фишки собственного будущего.

Пока у меня нет такой семьи, как дома, или гнезда, свитого мной самолично, я постараюсь не терять времени и проживать одиночество как один из важнейших даров жизни. Я рассматриваю отсутствие отношений не как потерю, изъян, болезненную пустоту, а как возможность для роста, и ищу возможности и в этом состоянии отдать миру частичку себя.

- Ваше хобби – это изготовление кукол и гончарное дело - керамика. Расскажите подробнее, как и почему вы этим увлеклись, что вам в этом нравится, где вы выставляете свои работы?

- Я люблю всё миниатюрное и красивое, маленький мир завораживает. Про кукол в культуре и истории вообще можно много говорить, это не просто детская игрушка, как привыкли думать окружающие, на протяжении многих веков это был ритуальный объект, оберег, сакральная фигура. Я много чего мастерю, кукол мастерила и в детстве, в более взрослом состоянии наверно как хобби надо точкой отсчёта взять год 2007-2008.

У кукольников своя тусовка и субкультура, меня в ней немного знают – на поприще Рунета. У меня кукол не так много, около тридцати, и в большинстве своём это персонажи из головы со своими историями. Часто ношу кого-нибудь из них с собой, фотографирую. Самую частую и узнаваемую в тусовке куклу-попутчицу зовут Ванда.

- Вот, я же говорю, вот оно – язычество души, куклы! Тема-то неисчерпаемая, глубокое. Кукла – вообще такая вещь, такой артефакт чуть ли не с колыбели человечества. И чаще всего – отнюдь не простенькая «игрушечка». Вам приходилось делать куклы-обереги, или куклы, в который вы вкладывали особый, сакральный смысл?

- Моё мнение – в любой самодельной кукле заложен сакральный смысл. Творение из кусочков своей души чего-то, что может рассказать свою историю. Отдельная часть арт-терапии посвящена этой теме.

Керамика началась косвенно с Александра Черепанова, благодаря тесному знакомству с его уже бывшей супругой Евгенией. В 2012 году у нас была маленькая босопрогулка по центру города, первая для меня, потом в процессе отсмотра фотографий с неё я наткнулась на его странице на фотографии с её керамикой, потом пришла в студию попробовать, и всё закрутилось, и я попала в секту художников-керамистов (это я шучу). В общем, стала реализовывать творческий потенциал, и дело пошло. Сейчас немножко выставляюсь, иногда делаю вещи на заказ, случаются выставки. В результате за эти пяти лет достигла каких-то личных высот, поняла, что быть художником и есть моё предназначение, от которого я скромно отмахивалась большую часть жизни.

- Быть художником – это само по себе прекрасно, знаю по себе, так как тоже ведь в числе «художников слова», людей пишущих не только статьи для Интернета… А вам не кажется, что сейчас немножечко не то время, не для художников? Деньги надо зарабатывать. На себя, и на семью, в частности – ту, где тепло и которая не крошками из холодильника питается. Или вы планируете найти себе мужа-добытчика, а самой счастливо продолжать лепить из глины и делать кукол, не думая о хлебе насущном?

- Если оглянуться на историю, и на людей, которые занимались творчеством во все времена, интересно, как часто они задавались вопросом про немножечко не то время? И, тем не менее, продолжали заниматься своим делом, благодаря чему мы можем в свободное время сходить в музей или почитать хорошую книжку… назвать себя «культурной нацией».

Я думаю, откладывание реализации себя до наступления «того самого правильного времени», когда всё устаканилось и все галочки в списке требований общества (высшее образование, замужество, дети, стабильная доходная работа, пенсия и т.д.) – огромная иллюзия. «Идеальный момент» может вообще никогда не наступить, а время и возможности уже не вернуть. И кстати, разве то же босохождение не излишняя блажь в «немножечко не то время», когда можно быть обычным нормальным таким деловым человеком, делать бизнес и зарабатывать деньги - в строгом костюме и скрипящих, натертых до блеска ботинках, тесных и натирающих ноги?

И я вовсе не настолько мечтательна, чтобы лелеять надежды сесть на мужскую шею и свесить ножки. Я понимаю, мне придется рассчитывать только на себя, поэтому я вкладываю свою энергию в творчество сейчас. Возможно, кому-то хочется сейчас начать предостерегать, что я «упущу своё женское счастье». Однако если я начну гоняться за эфемерно-идеальным «женским счастьем», возможно, я потеряю то, что делает счастливой меня сейчас.

ВСЕГДА ТАНЦУЮ БОСИКОМ

- Итак, о босоногости. Понятно, что вы не барефутер, не босоножите 24/7, и всё-таки, как выглядит ваш личный барефутинг? Где и когда? При каких условиях? Как часто, в какое время? Бывает ли, что вы целый день, от рассвета до заката проводите босиком?

- Мне приятнее босоножить на природе, совмещая босохождение с неутомительными и неопасными походами по красивым местам. Примерно через полчаса ходьбы босиком в неэкстремальных условиях вообще забываю, что необута. Иногда разуваюсь в парках и хожу по траве.

В городе тоже порой разуваюсь, особенно когда очень жарко или в дождь, если вышла из дома в неподходящей обуви. Босой ходить намного приятнее, чем в мокрой обуви. От рассвета до заката босиком ходить не приходилось пока, для меня всё же босохождение – это некое «иное» состояние сознания, не хочется приедания и притупления ощущений, рутинности, обыденности.

Всегда танцую босиком, чувствую себя более уверенно и естественно, чем в носках, плюс это ещё и выражение открытости себя миру.

- Здесь остановлю. Не хочется оставлять нераскрытой эту виньетку смысла, этот эвфемизм, который используют многие барефутеры: «быть открытым миру». Любой среднестатистический человек вам скажет – что за бред, я, мол, и так открыт миру. В чём суть этого выражения, суть этого состояния, в чём оно проявляется, растолкуйте…

- Каждый понимает открытость миру по-своему. Но, на мой взгляд, умеющих и готовых открываться людей достаточно мало. Мне кажется, настоящей открытости можно поучиться у детей, они любопытны и не боятся ошибок, свободны в проявлении любых своих эмоций, честны и бескорыстны. Пожалуй, мне наиболее близко это понимание.

И среди танцующих наблюдаю очень много таких открытых людей – или, по крайней мере, вставших и идущих по пути к открытости. Быть открытым своим и чужим чувствам, принимать себя без прикрас, принимать другого – это большая внутренняя работа, зачастую непростая. Босиком ходить тоже порой бывает непросто.

- Есть ли ситуации, когда вы для себя твёрдо решаете: нет, тут я буду в обуви, потому, что…

- Я считаю себя человеком немного безумным, но всё же дружащим с головой. Поэтому босиком не буду ходить там, где я не вижу поверхности, по которой иду, или где есть какая-нибудь угроза голой ногой провалиться неизвестно куда.  Например, забрались однажды мы в заброшенный дом – я сразу же обулась, как «трус и предатель». Зато не переживала, не наступлю ли я на шприц, которым пользовался человек, больной ВИЧ и гепатитом. Ещё мне неприятно быть разутой за вокзале, царящая там атмосфера суеты и подозрительности сильно напрягает, поэтому во время вылазок на природе разуваюсь уже после электрички.

- Хм… Странно у вас как-то, я имею в виду вокзал: неужто и впрямь «атмосфера подозрительности» и каждые пять минут с собаками на предмет бомбы проверяют? Ну, полиция, как везде, это понятно, чего тут такого нервирующего?! Вот в Новосибирске совершенно свободно можно на вокзал босиком зайти, никто даже не остановит – фотографировать нельзя, возможно, сразу вопросы возникнут, а босиком – легко. Вам не кажется, что вы тут немного «придумываете» себе лишние ощущение?

- Уж какие ощущения есть – они мои, я их не придумываю. Кстати, на вокзале и в метро после питерских терактов и вправду атмосфера подозрительности. Но мне не нравится быть босой именно в толчее.

- Если вы пользуетесь обувью, то какую предпочитаете? Без каблука, на каблуке, или иной критерий?

- Предпочитаю комфортную. В тёплое время лучшая обувь – удобные кеды, в более холодное – армейские ботинки типа «мартинсов». Недавно открыла для себя ботинки для треккинга, жутко удобная вещь, ощущения как босиком – в случае нехолодной зимы, градусов до -15, ходила бы исключительно в них. На каблуках не хожу, из каблукастого оставила только туфли для фламенко, они были моей сменкой ещё в школе.

Вообще, я из тех, что занашивает любимую (удобную) обувь до дыр  - с одеждой так же. Помимо каблуков не люблю обувь без задников и ту, что крепится на промежутке между пальцами, такая всегда натирает.

- За последнее – особое спасибо, от меня лично, так как эти «вьетнамки», свидетельствующие, на мой взгляд, о примитивности натуры (а на мужиках – о врождённом вахлачестве), я терпеть не могу. Шлёп-шлёп по пяткам, шарк-шарк… А вот в кедах – неужели в тёплое время ноги не потеют в них?

- Увы, у нас не настолько жарко летом на Урале, чтобы ноги потели в кедах. Если по-настоящему жарко – туфли и босоножки никто не отменял. Кстати, зимой холодной люблю «уродские» угги и сапоги-луноходы!

- Почему, как вы думаете, городская среда с её мифической «грязью», до сих пор является непреодолимым барьером для любителей обойтись без обуви?

- Может, потому что грязь действительно существует? Если, по-вашему, её нет, почему бы не полизать асфальт? Собачки, голуби и даже некоторые люди ходят в туалет везде, даже в центре города. Стёкол битых тоже много повсюду. Босохождение в городе сродни искусству канатоходца порою… Грустно осознавать, что источник всей этой грязи – те самые люди, которые говорят: «фу-у, как можно ходить босиком по улице, это же грязно и опасно».

- Ой-ой-ой, не надо мне советовать полизать асфальт! Я ведь, в бытность мою главой Ассоциации Босоногих, показывал на публичных мероприятиях простой фокус – в ответ на заявления о «грязи» чиркал пальцем по асфальту и палец этот – немедля облизывал. И вы знаете, ни разу ни желудочно-кишечным не заболел, ни другую дрянь не подцепил… Вы же умный человек, взрослый – неужели вы не понимаете, что на асфальте НИЧЕГО, кроме микрочастиц сажи от автомобильного выхлопа и земли, сдутой-смытой с газонов, не может быть? И неужто так засыпан стёклами славный город Екатеринбург?! Мне жаль уральскую столицу. Похоже, наш город не в пример чище. Мы с Сашей Черепановым день провели в центре – ни одной разбитой бутылки или стеклянного крошева…

- Скажу так – вот когда после прогулки по городу стопы будут оставаться такого же цвета, как когда я хожу дома босиком, тогда я назову это словом «чисто». Чувство брезгливости у всех разное, кто-то может легко взять его в скобочки, а для кого-то это прыжок на внеземную орбиту из зоны комфорта. Мне доводилось не раз резать ноги стеклом и в городе, и на природе. Кстати, именно мельчайшие осколки стекла совершенно незаметны и действительно опасны.

Ещё одна ремарка: я замечаю, как среди барефутеров замалчивается тема ранения ног во время босохождения. Только однажды встретила «крик души»: какая-то девушка расспрашивала людей поопытнее, как они ходят и не ранятся, а у неё постоянные травмы. На что ей ответили, что это дело обычное, даже если кожа стоп уже стала тверже.

К слову об Александре Черепанове – он не хотел, чтобы я делилась негативным опытом о травмах во время прогулок. Потому что «нерекламно». А у меня было и стекло, и шипы, которые впоследствии вытаскивала из ноги несколько дней… Почитаешь, как барефутеры описывают свои впечатления от босохождения – сплошная детская радость и приятные ощущения, никакой грязи, стёкол, отходов чужой жизнедеятельности, одним словом, позитив и всё легко и просто. На деле первые ощущения могут быть близки к шоку, а вероятность ранений есть всегда.

Этим летом гуляла босиком по Самаре несколько часов, и умудрилась чиркнуть ногой по камню, глубоко содрав на подошве кожу – ранка площадью пару квадратных сантиметров, но много крови и боли, и почти нефункциональная конечность. Пожалуй, это самое моё серьёзное ранение за всю личную историю босохождения... А у меня с собой не было ни дезинфицирующего средства, ни пластыря, и пришлось решать эту проблему оперативно, к счастью, это был центр города.

Поэтому беречь себя нужно всегда, независимо от опыта, встреча с болью – это часть жизни, с которой можно столкнуться совершенно в любой момент босохождения. И я спокойно принимаю мнение тех людей, которые боятся разуваться именно по причине страха пораниться. И я считаю, нужно спокойно говорить об этой табуированной теме травм – а то фетишистов обсуждаем легко, а про боль и травмы рассказывать боимся.

ПОЧЕМУ ЙОХАНЕССБУРГ НЕ НА УРАЛЕ?

- Какова самая распространённая реакция на вас, босую в публичном месте? Кстати, вас хоть раз выпроваживали из таких мест или предъявляли претензии по поводу босоногости?

- Босоногий одиночка особого внимания обычно не привлекает. Вообще, каждый озабочен своей особой, и даже если и отметит факт босоногости – уже через пять минут и не вспомнит и черт моего лица, если это не фетишист, по понятным причинам. Из разных мест меня не выпроваживали, вообще не обращали внимания, пару раз задавали вопросы, всё ли у меня в порядке, нужна ли помощь - почему-то исключительно женщины.

Ещё реагируют неадекватно и негативно люди, про внешний вид и речь которых само напрашивается слово «быдло». Увы, чем ниже уровень образования, тем выше агрессия к тем, кто выделяется из общей массы. К счастью, все по большей части заняты исключительно самими собой, и меня это устраивает: вы идёте своей дорогой в обуви, я иду своей дорогой босиком, мы друг другу не мешаем.

- Ну, хорошо, допустим, спорить не буду – да, то, что каждый нынче в себе, в своём гаджете разного уровня сложности, это верно. Но всё-таки… Вот что вы скажете, если пойдёте босиком, а в спину вам – или даже не в спину! – будет шипеть тётенька: «Совсем сдурела! Босиком же по городу нельзя!!!». Это я, как вы сами понимаете, из личного опыта рассказываю.

- Что-то вроде «и вам не кашлять», мало ли что говорит на улице посторонний человек, который через пять минут забудет о моём существовании. Меня напрягают обычно те, кто хочет по причине моей босоногости вступить в контакт – дискуссионный или сексуальный.

- Меня всегда умиляло (а я в вашем городе поработал на избирательной кампании в начале нулевых), что екатеринбуржцы спокойно воспринимают  сокращение «Ебург» - хотя с точки зрения некоторых канонов арготической лексики оно звучит весьма двусмысленно… Даже наше сокращение «Новосибирск – Новосиб» и то как-то нейтральнее. А вы своим «Ебургом» вовсю пользуетесь. В чём, как говорится, прикол?

- Может, потому что не «Ебург» - это читается как «Йобург», и пишется через букву Ё? Йоханессбург тоже Йобург, и ничего. По-моему, звучит ничего, по-рэпперски и по-свойски, типо наш райончик, уральский! В речи екатеринбуржцев через «Е» сокращение не слышала вроде. Наш город можно сократить ещё до «ЕКБ», «Екат», «Катер». Всё нормально, никаких двусмысленностей.

- Какие места Екатеринбурга наиболее комфортны для босоногого человека и какие – менее?

- Центр более-менее проходимый и относительно чистый, чем ближе к окраинам, тем больше трэша. Плитка вызывает неоднозначные чувства, где-то она может быть скользкой во время дождя, а где-то уже раскрошилась, что добавляет пикантных ощущений. Ну и надо глазеть по сторонам, напороться на стекло можно везде.

- Как, вообще, уральская среда? Из «Нашей Раши» мы знаем, что в Челябинске мужчины суровы и носят алюминиевые трусы, а «Уральские пельмени» тоже много рассказали про ваш город… И всё-таки, как реагировали добрые екатеринбуржцы на вашу босоногую прогулку в составе членов клуба «БАРЕФУТКАЙФ»?

- Урал – опорный край державы и дальше по тексту, здесь живет простой рабочий народ, которому непонятны всякие закидоны и выпендрёж. Ходящие босиком в городе люди здесь в диковинку. Но отношение по большей части положительное, хотя воспринимают босоногих если не как бомжей, то как людей, разгуливающих так «ради здоровья». Как социальный протест это всё же здесь не читается.

- Может, потому, что у вас вообще не модны протестные настроения, при таком-то социуме? Или мало интеллектуалов, которые могут позволить себе роскошь протестовать чем-то там, внешним видом… А вообще, «нефоров» молодёжного возраста – много?

- А вы про нашего мэра погуглите, Ройзмана Евгения Вадимовича, сразу станет ясно, как у нас в городе с протестными настроениями. Неформалов и даже фриков на улице есть какое-то количество, но вот дань это моде или внутренний протест, или же осознанная позиция – сей факт мне неизвестен. Нескольких неформалов знаю, знакомничаю-дружу.

- О, Женю Ройзмана лично знаю – пересекались в самом начале нулевых, и тогда он был не мэр, но уж точно личность неординарная… Наркоманов лечил одному Богу известными способами. С интересом слежу за ройзмановской карьерой: куда кривая вывезет? Ладно, разговор не о нём. Какие из путешествий с Александром Черепановым вам более всего запомнились и почему?

- Мне нравились вылазки на природу, небольшие походы по области, на которые часто никто из записавшихся не приходил, и мы шли «малым редакторским составом», то есть вдвоём. Когда набиралось чуть больше народу, было тоже здорово. Мне кажется, фотографии всё же передают моё настроение, хоть фотограф я неважный, из лесных походов удавалось наловить хороших фотовоспоминаний чаще, чем из городских прогулок.

- Мне вот, например, запомнилось ваше посещение какой-то заброшенной то ли гидроэлектростанции, то ли завода… Было такое, да?

- Наверно вы про Шабры и карьер, но там не было меня. К сожалению, этот карьер затопило водой этой весной, и теперь, скорее всего, путешествие уже не повторится.

- Главное: как вы думаете, почему фактически прекратилась активность «БАРЕФУТКАЙФа»? Дело только в отходе Александра Черепанова от роли лидера? А почему тогда «упавшее знамя» никто не подхватил?

- Потому что нас, как в задачке «полтора землекопа», и все в непростых отношениях друг с другом, и не только мы с Александром. Я – индивидуалистка, не очень-то легко схожусь с людьми, вести куда-то за собой мне их не очень хочется. На мой взгляд, Александр мог бы стать неплохим вожаком, если бы поубавил идеалистически-идеологические подтексты в пользу общечеловеческого. Но это только личное мнение.

- И ещё вы писали: «Основная наша ошибка - мы не смогли за эти несколько лет сформировать ядро тусовки». А почему, как вы думаете?

- Хоть участники босопрогулок были дружелюбны друг к другу, но у меня не возникло ощущения сплочённости, теплоты, потенциала для дружбы. Так и остались знакомыми, к сожалению, хотя среди участников были очень интересные люди. Мне кажется, каждый был сам по себе, и маловато поддержки.

У Александра поддержка была своеобразная, какие-то философские закидоны об «избранности» барефутеров, я подтрунивала над этим тоже, и его разные измышления над «форматом-неформатом». В то же время, я ощущала на себе гнёт навешанной им роли комсомолки-вдохновителя других, в то время как для себя я решила, что не буду наносить себе вреда босохождением, и по возможности предостеречь от того же других.

- Ну, это вполне разумно, я тут обеими руками и ногами согласен – вред себе наносить могут только отмороженные барефутеры, это уже из ряда мазохистов и товарищей, добровольно себя истязающих по той или иной полурелигиозной «технологии»… Но какой вред могли вы себе нанести под влиянием Александра? Он что, требовал подвигов, требовал босыми ногами по стеклянным полям, раскалённым углям или что-то вроде этого? Мне кажется, он просто требовал – или, лучше сказать, настаивал на том, что уж если люди взяли на себя некие обязанности организаторов, первопроходцев движения, застрельщиков идеи, то они и должны быть чаще всего, если не всегда, и в первых рядах босопрогулок, босопоходов… Это естественно. А иначе и будет такой закономерный конец, как случился у нас, и у вас: все сами по себе, у всех дачи, заботы, дети, дела, шашлыки и т. п. и всё, померла движуха.

- Лично мне часто чувствовался какой-то надрыв, попытка встать на пьедестал «Босые - избранные». Я изначально стала гулять босиком ради интереса и удовольствия, а не ради подвигов во имя чужой цели, довольно неясной. У нас совершенно разное отношение к босохождению и к тому, как стоит привлекать к этому людей, если вообще стоит. И мне крайне не нравится риторика на тему «посмотрите на этих убогих обутых с их вонючими потными ногами» (не дословно, но общий посыл), что тоже можно было услышать.

Кстати, очень сильно напоминает поехавших веганов с их упоротостью на тему «трупоеды - убийцы» и «ходячие скотомогильники», не находите? Между прочим, я сама вегетарианка, но таких выпадов себе не позволяю… Презрение и ненависть к другим, непохожим на меня, мне противны, даже сказанное ироничным тоном.

Возможно, это тоже кому-то из новичков показалось странным, и отпугнуло от дальнейшего участия в прогулках. Какой вред я могла нанести себе под таким излишне напористым руководством? Помимо физического, ещё есть и психологический – запутавшись в своих чувствах и чужих амбициях, ощущая, как меня используют, просто вышла бы из игры и даже стала бы ненавидеть ходить босиком. Этого не случилось, именно потому что мне удалось сохранить внутреннюю автономию: я хожу босиком только когда хочу, а не когда я должна. И эту свою позицию я всегда декларировала другим участникам прогулок и походов – если что-то не так, можно просто обуться и не играть в эту странную игру.

Вообще, для этого тоже нужна доля храбрости: сказать «Для меня это тяжело, я так не могу» и обуться, когда вокруг идут одни босоногие супер-герои. Сразу ощущаешь себя предателем и никчемным слабаком… А потом я задумываюсь над этим, и мне становится смешно – какие идеалы я сейчас предаю? Они вообще не существуют. Кому я сделала плохо, сначала разувшись, потом обратно обувшись? И становится ясно, что босохождение чуть не стало очередной игрой в голове, клеткой Эго.

Но, в защиту того же Александра, не могу не сказать, что были и хорошие и интересные движухи, помимо самих походов – делали необычный музыкальный мини-спектакль «Тропикалия» к Ночи Музеев на базе одной редакции, ещё была вечеринка хиппи – тогда пришло много людей, и хоть нам и не удалось их «зацепить» босохождением, атмосфера на этих мероприятиях, где можно было ходить как босым, так и обутым, мне куда больше пришлась по душе. Сейчас, насколько мне известно, Александр немало уделяет внимания просвещению о культуре хиппи в Екатеринбурге. На мой взгляд, когда босохождение не навязывается, а предлагается как опция – в этом больше потенциала заинтересовать людей.

(продолжение следует)

Подготовлено редакционной группой портала. Беседовал шеф-редактор, член Союза журналистов РФ, Игорь Резун. Фото предоставлены Суми Неримус.

Все права защищены. Копирование текстовых материалов и перепечатка возможно только со ссылкой на rbfeet.com. Копирование фотоматериалов, принадлежащих Студии RussianBareFeet, возможно только с официального разрешения администрации портала. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала, размещенного на данном портале, и не желаете его распространения, мы удалим его. Срок рассмотрения вашего обращения – 3 (трое) суток с момента получения, срок технического удаления – 15 (пятнадцать) суток. Рассматриваются только обращения по электронной почте на e-mail: irezun@yandex.ru. Мы соблюдаем нормы этики, положения Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».