Босиком в России

Босиком в России / Новости /

ИСТОРИЯ САЙТА и Студии RussianBareFeet. Год 2004: Конфуз и торжество.

Публикация мемуаров главного фотографа портала, Вл. Майбаха, вызвала нешуточный интерес наших посетителей. Поэтому мы продолжаем публикацию. В этой серии – рассказ о двух больших событиях в жизни Студии RBF: неприятном конфузе и большой удаче!

Фотосет "Трое в Олимпии". Фото Студии RBF. Три девушки - три разных характера! Фото Студии RBF. Мы спокойно ходили по эскалаторам, абсолютно таким же, как в метро. И никто не кричал: осторожно, у вас затянет ногу!!! Фото Студии RBF. Фотосет "Трое в Олимпии". Фото Студии RBF. Три грации. Фото Студии RBF.


2004: КОНФУЗ И ТОРЖЕСТВО

ГОЛАЯ В МЕТРО?


В любой истории есть такие моменты, о которых хотелось бы умолчать. Но одно дело – умолчать, чтобы не повредить чью-то репутацию и совсем другой – умалчивать, чтобы обелить себя. Это уже не очень честно. Естественно, такие моменты есть и в истории сайта.


Мы всегда ходили на грани фола. Ну почему бы не снимать тех же босоногих исключительно в студиях, в закрытых помещениях? Красивые ноги на стол и пошла массовка… нет. Мы все время пёрлись "в люди", можно сказать, мы всё время старались делать это при народе. Почему? Ответ простой – босохождение должно быть публичным явлением. Массовым. Обыденным. Так, чтобы к этому привыкли. Так, чтобы этого, как на Западе, не замечали. Я с давних пор помню творчество японского фотографа, кажется Накамуры: точное имя это забыл (хорошо, хоть Миядзяки помню!). Фотографии я видел в каком-то фотожурнале. Итак, представьте себе вагон токийского метро в часы пик. Не давка, но что-то вроде: стоят и сидят плотненько. И стоит в этом вагоне, держась за поручень, абсолютно голая молодая японка. А рядом с ней – молодой человек, уткнувшийся в телефон, и другой японец, средних лет, читающий газету. И на обнаженную молодую женщину – ноль внимания!


Накамуру за такие художества – съемки обнаженных моделей на улице, в магазинах, в торговых центрах, в метро и ином транспорте раз пять задерживала полиция, накладывая штраф. Я не знаю, сколько это ему приносит денег и чем он зарабатывает, делая фотографии столь «трудоемким» способом (и сколько платит моделям, естественно, потому что бесплатно только птички поют!), но я догадываюсь ЗАЧЕМ он это делает. Босая бы японка, также, как и босая американка, француженка, немка мало кого бы удивила. Понравилась бы, у таких фотографий были бы поклонники, как и у наших – но удивила бы вряд ли. Святое право западной демократии, талантливо выраженное в песне Макаревича: «Ты можешь ходить, как запущенный сад, а можешь все наголо сбрить… И то, и другое я видел не раз, кого ты хотел удивить?». Право на прайвеси, можно сказать. Поэтому привыкшую ко всему колоду западной толерантности можно продолбить такими вот уж совсем откровенными вещами, как голая японка в метро или этот художник-инсталлятор, выкладывающий улицы и площади сотнями и тысячами обнаженных тел добровольцев – слышали? Там работает прямая провокация на сексуальность: это еще как-то задевает пуританско-протестантскую (и католическую) мораль; это еще значимо.

Фотосет "Трое в Олимпии". Фото Студии RBF. Фотосет "Трое в Олимпии". Фото Студии RBF. Фотосет "Даша и Алёна". Фото Студии RBF. Девчонки учат друг дружку танцам... Фото Студии RBF. Великолепные ножки Алёны. Фото Студии RBF.

Босиком – уже нет.

Ну, если значимо, то в социальном контексте и в узком кругу…


Отношение к босоногим на улице в России поменялось где-то на рубеже 2009-2010 года. Видимо, был пройден какой-то информационный «болевой порог», тема перестала, что называется, будировать. В Новосибирске точно. В 2011-м уже понимающе говорили – а, вы из «общества босоногих», знаем-знаем! При этом отношение не всегда было самым доброжелательным, но понимали и знали – это да.

Я бы тоже с удовольствием снимал обнаженных на улице – такие фотосеты любят в Чехии, европейской столице натуризма. Уж не знаю, насколько чехов-католиков это шокирует, но кажется, им по барабану; впрочем, я их понимаю – в бывшем соцлагере и похуже вещи были, вроде танков на улицах Праги и советских солдат – чего уж тут обращать внимание на голеньких…

Нет, я этим не занимаюсь не из каких-то высокоморальных соображений. Просто это другой стиль и другой характер провокации. Хотя, кстати, еще один стандартных вопрос примитивных граждан, тупо наблюдающих процесс  босоногой фотосессии: когда им уже привел все аргументы, следует мучительное раздумье и интерес: «А чего не голых снимаете?». И все в таком духе. Так вот, это иная тема – это провоцирование «в лоб». Да и правоохранительными органами дело иметь совсем не хочется – они совсем не такие, как в Японии, а я не так богат, как Накамура.

...А потом обсуждают педикюр. Фото Студии RBF. Фотосет "Даша и Алёна". Фото Студии RBF. Фотосет "Даша и Алёна". Фото Студии RBF. Фотосет "Даша и Алёна". Фото Студии RBF. Фотосет "Даша. Соло.". Фото Студии RBF.

Но повторю – на грани фола сайт ходил часто.

И нам иной раз приходилось за это если не совсем дорого, но чувствительно платить.

ТРОЕ ИЗ "ОЛИМПИИ"


Девушки, приведенные моим другом Андреем на фотосет в бизнес-центра «Олимпия», представляли собой три удивительных и разных характера. Юля – стыдливая скромница; сама бы она в таком месте ни за что бы не пошла босая ни летом, ни зимой – стесняется, и может только «за компанию». Алёна – тихий провокатор, собранная, которой, как я потом выяснил, было приятно привлекать к себе внимание, ловить восхищенные и  удивленные взгляды; между прочим, нормальное женское качество, практически вытравленное из некоторых моих сограждан и со-гражданок заботливыми родителями, детсадом и школой, с их вечным «Не высовывайся!».

И с ними Клава – девушка, которая делала это, опять же, как я потом выяснил, совершенно не задумываясь ни о чем. Клава представляла собой вообще своеобразный тип искреннего и простодушного человека. При этом отнюдь не дурочки, но просто не «грузившейся» по поводу какой-то внешней реакции на ее действия; конечно же, до известных пределов. Обнаженной бы Клава гулять не пошла, а вот босой запросто, так как это вполне укладывалось в ее систему координат, в то, что она сама себе могла разрешить.

Фотосет "Даша. Соло.". Фото Студии RBF. Фотосет "Даша. Соло.". Фото Студии RBF. Фотосет "Клава и Юля.". Фото Студии RBF. Фотосет "Клава и Юля.". Вы можете увидеть в этом эротику? Фото Студии RBF. Босиком на снег - с удовольствием! Фото Студии RBF.


К этой компании вскоре прибавилась Даша. Дашу я нашел еще очень давно, еще до периода начала фотосетов, во время увлечения психологией и соответствующей школой киевлян Бурланов, впоследствии  родившейся, как «учение СИМОРОН». Кстати, в этой психологической практике, нацеленной на личностный рост, преодоление зажимов и комплексов, рациональное зерно есть и оно удивительно совпадает с мессиджем публичного босохождения: будь собой, будь свободен! Правда, в СИМОРОНе все преобразовано в веселую игру, в квазиприметы и мета-суеверия. Ну, например, как нужно искать «хорошего мужа»? В старину девушки на святой праздник гадали, выбрасывая валенок или сапожок за ворота – кто подберет да принесет, тот и суженый. А СИМОРОН предлагает взять домашние тапочки (тут, конечно, мы с ним совсем не сходимся!), привязать их на поводок и пойти по двору, «водя» их за собой, как терьерчика. Да еще приговаривая или напевая какую-нибудь веселую частушку в стиле СИМОРОНа:


Тапки-тапки мои тапки,

Приведут мужские лапки!


Ну, что-то такое. Какая будет реакция у добропорядочных граждан? Примитивные и агрессивные (и морально неудовлетворенные) обматерят, естественно, про себя или во всеуслышание. Примитивные и самодостаточные пожмут плечами: ну, дура, что говорить. А вот непримитивные, с юмором и к тому же находящиеся, как сейчас пишут в соцсетях, «в активном поиске», подойдут и познакомятся.

Цель достигнута? Да. Возможно, именно такой «суженый» - умный, раскрепощенный, с юмором, такой девушке и нужен…

Даша на снегу. Фото Студии RBF. Ирина на снегу. Фото Студии RBF. Алёна на снегу. Фото Студии RBF. Алёна на снегу. При всей своей внешней нежности и хрупкости... Фото Студии RBF. Фото, ставшее обложкой диска 250 Limited. Фото Анны Фоминых.

Это, в принципе, то же самое, что гулять по улице босиком. Босиком или с синим дуршлагом (ведерком, кастрюле, возм. варианты) на голове.

Так вот, не знаю, с чем гуляла Даша: с тапками или с дуршлагом, но я с ней познакомился именно на «симоронистской» тусовке и понял, что человек она, во-первых, очень симпатичный, как объект женского пола, а во-вторых, способная на такие маленькие «безумства», как босоногая прогулка.


Но, как я уже сказал, лето 2004-го стремительно пролетело: в фестивалях, клумбах, автомойках и тому подобных развеселых штуках. Фотосеты надо было снимать, на улице было уже холодно и не эстетично – даже до первого ласкового снега при нуле градусов было далеко.  Я вышел на ДК «Академия» в Академгородке, где нам предоставили одну из двух боковых комнаток – и мы начали снимать там фотосеты.

Я изначально поставил себе целью сделать фотосет с легким намеком на фривольность. Что-то вроде «Сестричек Либерти» (так, кстати, и назван был один из дисков Студии, объединяющий подобные фотосеты); тут ведь тоже все дело в том, как к чему-то относиться. Когда, например, я вижу, как при встрече целуются – натурально целуются! – взрослые и почти половозрелые одиннацатиклассницы, меня в дрожь бросает. Как от зрелища знаменитого поцелуя взасос Брежнева с Хоннекером, запечатленного на Берлинской стене… Моя мама, насколько я помню, с подругами так никогда не целовалась! А тут, пожалуйста. Может ли инопланетянин или кто-то еще, не знакомый, например, с нюансами современной молодёжной субкультуры, сделать вывод, что целующиеся девушки – лесбиянки?!

Запросто. Формально – запросто.

Вакханалия в Макондо. Олеся. Фото Анны Фоминых. Вакханалия в Макондо. Александра. Фото Александра Шмелёва. Вакханалия в Макондо. Фото Александра Шмелёва. Ну, вот это фото сделал проказник Андрей Пашис... Вакханалия в Макондо. Фото Андрея Пашиса.

Вот на этом призвуке, обертоне, привкусе и послевкусии мне было очень интересно поиграть; тем более, я знаю, что подобную «скрытую тему» в своих работах использует масса фотохудожников с мировым именем. Это старо, как мир, и так же вечно.

Но у меня в фотосетах девушки даже не целовались!


Я постарался играть тоньше: мы знаем, что пара красивых женских ног вызывает некие, условно-эротические фантазии? Знаем. По пушкинским рисункам даже, на полях его бессмертных виршей. Давайте соединим эти ноги, и посмотрим, какой коктейль впечатления получится…

СЕСТРИЧКИ ЛИБЕРТИ

Снимал я и сольные фотосеты. С каждой. С Дашей, например. Был шикарный фотосет с оружием: она вполне смогла изобразить какую-то дикую воительницу, ролевики бы оценили. Черноволосая, в специально подобранном костюме, с охотничьим ножом в руках. Да и в ступнях Дарьи была особенная стать – они были сильные, не крупные, но… такие внушительные. Крепкие, так скажем, как у профессиональной спортсменки, с четко обозначенной игрой мышц. У Алены, как я уже писал, характерной чертой было хрупкое, статуэточное изящество лепки ее маленькой ножки – ювелирное изделие, а не ступня, изготовленная талантливым Мастером, и я догадываюсь, кто этим мастером был…

Вакханалия в Макондо. Яна в роли Злой Феи. Фото Андрея Пашиса.7серия47.JPG Вакханалия в Макондо. Фото Андрея Пашиса. Вакханалия в Макондо. Фото Андрея Пашиса. Вакханалия в Макондо. Олеся. Фото Анны Фоминых. Соблазн сделать съемки в "гроте" не обошел и Александра Шмелева...

Юля же и Клава представляли собой третий образ, воплощенной невинности. У Клавы ступни вообще особые, я впоследствии буду о них говорить, но в-общем, эти две модели давали ощущение какой-то чарующей наивности. Вот, например, галерея гораздо позднего времени, но романтичная: http://rbfeet.com/foto/common/371.htm


Вот я и задумался: а что, например, если девушки обсуждают педикюр друг дружки? Могут они это делать? Могут. Как? Конечно, показывая и прикасаясь. Является ли это чем-то запретным с обычной точки зрения? Нет. Может, немного интимным, но совсем не запретным. Имеет ли это какую-то легкую эротическую окраску. При желании и наличии  богатой фантазии – да…

Давайте снимать!

Тандем черной, смуглой, жестко-брутальной Дарьи и хрупкой, бледной Алёны удался. Даже по контрасту их ног. Выражения лиц дополняли; сначала девушки показывают друг другу, как танцевать какой-то там танец – Даша, кстати, была в одежде для гимнастических тренировок, очень подходяще! – а Алена в короткой юбочке. Потом Алена кладет ноги на стульчик рядом и они обсуждают цвет лака на ногтях. Ну, вот, собственно и всё, никаких зловещих эротических придумок (http://rbfeet.com/foto/free/1180.htm).

Но, естественно, нужное мне «эхо» в этом фотосете чувствовалось.

Съемки вот этого кадра - Сашей Шмелёвым, на полчаса заблокировали туалет арт-клуба... Вакханалия в Макондо. Фото Андрея Пашиса.Пашис_отбор участника_11.jpg Вакханалия в Макондо. Фото Андрея Пашиса. Вакханалия в Макондо. Фото Андрея Пашиса. Вакханалия в Макондо. Олеся. Фото Анны Фоминых.


Потом мы повторили то же самое с Клавой и Юлей (http://rbfeet.com/foto/free/1184.htm). Девушки восприняли это, как игру: ничего такого они не подумали, и более того, прекрасно знали, что снимаю я не для личной фотоколлекции, а для сайта. И все это будет опубликовано. И оно, конечно, было опубликовано.

А вот дальше произошло событие, меня насторожившее…

Щелок в этой комнате не было. В окна пропускают достаточно света, но в них так просто не заглянешь. Дверь заперта, в замочную скважину ничего не увидишь… И вскоре мне последовал телефонный звонок: некий человек просил разрешения… поприсутствовать на фотосессии!


Сразу оговорюсь: я разрешаю это ТОЛЬКО родственникам моделей. Иногда присутствую мамы, иногда – сестры, реже – братья. Я все прекрасно понимаю: в наше неспокойное время каждый художник желает знать, где сидит фазан, а за каким кустом прячется маньяк, способный заманить на фотосессию, изнасиловать и убить. У страха, конечно, велики глаза, и мы читаем о таких событиях в-основном, в «жёлтой прессе», но все-таки… Однако это родственники, им можно. Иногда разрешаю друзьям и знакомым – особенно, если у модели с собой сумка с вариантом костюмов, и не одним, и ведь кто-то должен таскать за нами эту сумку, пока модель изображает горожанку, вышедшую на простую прогулку!

Но этот человек не был ни родственником, ни другом моих девушек. Я не буду называть его фамилии: скажу только, что это был мелкий чиновник, отвечавший в районной администрации «за культуру». Я бы еще понял, если бы меня вызвали туда, что называется, на ковёр и предъявили весомые свидетельства моего морального разложения – те же скриншоты, например, из Интернета. Но нет: человек просто хотел «посмотреть».

Вакханалия в Макондо. Олеся. Фото Анны Фоминых. Вакханалия в Макондо. Фото Андрея Пашиса. Вакханалия в Макондо. Фото Андрея Пашиса. Ну вот вам и "разврат": ноги, алкоголь... Ужас! Фото Александра Шмелева. 1361-00.jpg

Как я уже сказал, «посмотреть» я никому из посторонних не разрешаю; я отказал.


Он оказался упорным – он назначил встречу. В офисе одной организации, причастной к развитию образования, негосударственной и частной. Они просто предоставили ему кабинет, время и кофе для поддержания разговора. А разговор состоялся – примерно! – следующий.

- Ну, вы же там… легкую эротику снимаете, верно? (мефистофельский смешок)

- Я?! Какую? Покажите мне то, что вы считаете «эротикой»…

- Ну, голые ножки там, всяко-разно… (смешок и козлиное потряхивание подбородком)

- Позвольте, «голые ножки» ну никак под ваше определение не подходят. Эдак можно нарезать массу сцен из фильмов, из того же «Я шагаю по Москве» и объявить это эротикой советского кинематографа!

- Ну, мы же взрослые люди… Дьявол же таится в мелочах, верно?! (пристальный взгляд)

- Я не знаю, где он «таится» у вас, но я отвечаю за свои фотографии. И достаточно хорошо знаю законодательство. Если бы я делал эротические или более того, порнографические фото, я бы не стал официально заключать договора от РА «Чёрный квадрат». Мы еще не на Западе живем, у нас это по-другому делается…

- То есть вы не дадите мне посмотреть, как вы снимаете… - опять смешок, мелкий, как мышиные какашки - …голенькие ножки?!

- Нет. У нас правило: в студии модель и фотограф. Извините. Я могу вам показать фото.

- Ой, не надо. Мне надо самому… Вживую, так сказать. Ну, вы же всё понимаете?

Я понимал, что меня старательно на что-то разводят. И отказал жестко, бесповоротно.

Меня, кстати, всегда умиляет эта вот апелляция к «дьяволу, таящемуся в…» и вот это межеумочное «мы же люди взрослые…». То есть такая двойная мораль: мы взрослые, поэтому понимаем, что говорим, но боимся сказать вслух, как на лекции о половой культуре в православной гимназии. Если мы взрослые, так вы сначала изучите вопрос; разберите феномен ФФ с разных точек зрения, послушайте экспертов – и не просто с улицы, а с дипломами профессиональных психологов; узнайте об ориентации и акцентуации – и потом выложите мне твердо, уверенно и аргументировано свое мнение. Даже доморощенные «эксперты» на разного рода форумах оказываются подкованнее, нежели вот такие государственные охранители культурных и моральных устоев…


Вот в чем отвратительно российское бытие, так это в том, что тут – ничто по Закону. Всё – по Понятиям. А «понятия», они еще хуже законного дышла, это что-то вроде картины Дали про «Юную девственницу,  автосодомизированную рогами ее собственного целомудрия». Куда угодно может вывезти.

Я не буду, повторюсь, называть имя и фамилию этого человека. Я не знаю, работает ли он до сих пор в структурах «надзора за культурой» - он был довольно стар уже, наверняка успел выйти на пенсию. Но не хочется неприятных дрязг. Кстати, ветеран труда и все такое. На «голенькие ножки» ему посмотреть захотелось, ишь ты!


После этого выпал первый снег. Как и положено первому снегу, он сначала покрыл землю пухом, потом повалил с яростью, вымещая природе свое долгое отсутствие, а потом сдался, уронил столбик термометра почти на ноль и… и стало возможным походить по нему босиком.

Тем более, что для этого нам надо было всего лишь открыть дверь помещения, пройти по холлу ДК и оказаться на заснеженной площадке перед ним.


RBF-Информ, 10.03.2004:


На прошлой неделе Тверской вагоностроительный завод организовал "Веселые старты" для учеников пяти школ Заволжского района Твери. Эти спортивные игры проходили на стадионе "Планета". Самым захватывающим видом состязаний стал конкурс болельщиков под названием "По стопам Суворова". Найти свой приз надо было в сугробе, добежав до него босиком. Удивительно, но местные органы образования, обычно консервативные, такую идею встретили с пониманием и поддержкой. «Нынешние дети, особенно в 12-16 лет, почти не ходят босиком - рассказал корреспондентам «Тверичанина» секретарь судейской коллегии, заслуженный тренер РФ, Борис Микшанин – Дома – в тапках, в школе – в кроссовках. Их кутают и «утепляют» до абсурда… Медики были изначально с нами согласны и это очень помогло убедить родителей в том, что такое задание пойдет ребятам только на пользу!».


Сильнейшей по итогам состязаний была признана команда школы № 50. В ней, кстати, всего лишь три юноши, а остальные семеро – девчонки. Они смелее мальчишек носились по заснеженным сугробам, сверкая голыми пятками, чем расстрогали членов жюри из спортивного клуба «Планета»; как оказалось потом, 14-летняя Ася Лукич, капитан команды, каждую зиму раз в день выбегает на заснеженный двор – ей задание было не в новинку. "Веселые старты" - детские соревнования, их организаторы позаботились о том, чтобы побежденные тоже ушли со стадиона в приподнятом настроении. Как отмечает пресса, «согрелись» на стадионе все – и немало повеселились.

RBF-Информ, 13.03.2004:


На Аляске, в городе Палмер (недалеко от Анкориджа), завершился очередной Фестиваль Енота, справляемый здесь уже около пятидесяти лет. Начало было положено охотниками, которые к открытию охоты на енота приурочивали шумные празднества – сейчас этот день стал официальны праздником почти всего тихоокеанского побережья Аляски. Кульминационная точка праздника – забег молодежи босиком по снегу; бегут дистанцию около четырехсот метров (четверть английской мили), в любую погоду – случалось, забег проводился при температуре около минус сорока! На финише победителей отпаивают грогом и качают на руках…


Примечательно то, что особой удачей для охотничьего сезона считается, когда в забеге принимают участие незамужние девушки – в таком случае, помимо позолоченной фигурки енота первый финишировавший – а точнее, первая финишировавшая, получает енотовую шубку. В этом году шубу получила 19-летня Лиз Уохерли, студентка языкового колледжа из Сиэтла, приехавшая к родителям на каникулы. Бесстрашно стоя в шубе и босиком на утоптанном снегу в кольце корреспондентов, Лиз давала интервью. - Вообще-то, я совсем не боюсь снега – говорила Лиз, улыбаясь – Говорят, у русских очень много снега и они тоже так делают… Я очень любила выбегать из нашего коттеджа босиком на снег, когда жила в Анкоридже у бабушки! Это удивительное ощущение. После этого чувствуешь себя заново родившейся!


Лиз была не единственной девушкой в соревновании – босыми пятками снег помесила еще и 24-летняя Риши Гваноти, сотрудница местной спасательной службы, но ей достались только более скромные призы. «Это очень веселые соревнования – призналась Риша корреспондентам - В следующем году я точно возьму на них мою 16-летнюю дочь Кайзу: она давно хотела побегать по снегу за призом! А вообще, мы относимся ко Дню Енота с юмором и мне приятно, что здесь столько добрых и очень веселых людей…». Судя по результатам очередного забега в Палмере, открывающаяся через неделю охота на енота обещает быть удачной…

Девчонки приняли предложение погулять босиком по снегу с азартом. И на фото видно, с какими радостными лицами они там кувыркаются, купая босые ступни в белой пыли... Юля даже после этого сама, по своей инициативе, начала прогулки для закаливания – минуты на три, на пять, перед подъездом. Им понравилось; по себе знаю, что босиком по снегу – это как наркотик. Благодаря выбросу адреналина (эффект, знакомый всем психологам и физиологам, занимающимися холодовыми практиками!), это существенно омолаживает и возбуждает организм. Хочется повторить еще и ещё! Вот эти два ключевых слова: «наркотик» и «возбуждает», видимо, сильно возбудили руководство ДК.

Сколько раз мы так делали в другие времена и в других организациях! Но тут наше дефиле на снег под изумленными взглядами вахтёрш-билетерш было сразу доложено по инстанциям. Сначала замдиректора, милая женщина, попеняла мне, что я тут развиваю движение «ивановцев», а последователи Порфирия Иванова – сектанты. И это не есть хорошо! Будучи дамой образованной, она знала даже о молоканах и их ритуальных "бдениях" босыми на снегу, это было похвально, но нашего отношения к пресловутым молоканам ничуть не объясняло.

Я уверил ее, насколько мог, что это бред вполне параноидального характера.

Потом у меня запросили МОЮ документацию – договора с моделями. Я отослал товарищей к Бударину, в «Черный квадрат», зная, что тот калач тертый и ничего не покажет – коммерческая тайна.

А после этого нас лишили помещения. То есть подняли арендную плату в разы, и это стало просто невыгодно.

И я до сих пор уверен в том, что, хотя к администрации ДК я формально никаких претензий предъявить не могу, сделано это было по указанию товарища, которому я не дал побыть зрителем на наших «эротических» фотосетах.

Вот так все у нас происходит.

Нет, Накамура или-как-его-там, у нас точно бы не смог работать: в метро бы ему и его моделям все ноги оттоптали.

МАКОНДО. МЫ ОТЫГРАЛИСЬ!


Сначала надо сделать несколько пояснений. Во-первых, что такое хэппенинг. Это, условно говоря, «событие». Но, как правильно понимает читатель, знакомый с английским языком, это радостное событие, праздничное, типа Happy Burst Day и так далее. Буквально, из Вики: «Хэппенинг (или хэппенинг, англ. happening) — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью...». Событие, которого ждут. В рекламном бизнесе это означает умышленное создание события, новостного повода, которого ждут о котором говорят и до него, и долго – после него. Вот такую рекламную акцию мы провернули в ноябре-декабре 2004 года в Новосибирске.

Если мне память не изменяет ни до этого, ни после никто не делал ничего подобного. По-крайней мере, именно так.


Итак, понятия, по порядку. Дача. Дача - это место, где отдыхают (если нет установки на тяжелый крестьянский труд и гегемонию на колхозном рынке). Там старая деревянная мебель, кресло из ротанга, гамаки, расслабуха и необязательность времяпрепровождения. Такое кафе существовало в Новосибирске в помещениях бань на улице Каменской, в подвале. Видимо, деревянный дух этого заведения, соседство парных веников и периодически лезущие из щелей тараканы сделали кафе малопопулярным – слишком дорогим для нормального ланча и слишком простым для изысканного банкета. Кафе разорилось.


Макондо. Это вымышленный город такой, в романе Габриеля Гарсия Маркеса, «Сто лет одиночества». То есть такая латиноамериканская сонная клоака авантюристы, виски, ром, сигары, продажная любовь, кабаки, всяческая поножовщина и романтика в стиле Че Гевары. Очень духоподъемная смесь, особенно для богемы. Так вот, кафе «Дача» выкупили и обозвали «Арт-клубом МАКОНДО», не без аллюзии с данным литературным вымыслом.


Ваня Дыркин. Ныне – известный сибирский путешественник, фотограф, человек чрезвычайно богемного склада, тусовщик и неформал по жизни. А тогда – арт-директор в том самом арт-клубе «МАКОНДО», при гендиректоре, меланхоличном молодом человеке по имении (кажется) Виталий. Не знаю, как они друг друга дополняли, потому, что Ваня занимался идеями, а его партнер – деньгами, и как они друг друга поняли, но звёзды в очередной раз сошлись, и чтоб так было и дальше, чур меня, тьфу-тьфу, чтобы не сглазить…


Технология простая. Представьте: вы пришли в это «Макондо» с подругой/другом, выпить пивка/виски/чаю/кофе. Сидите, разговариваете ни о чем расслабляетесь. Вдруг влетает компания: сумасшедший фотограф - дерганый, крикливый, наглый, как танк «Абрахамс», и четверо девиц в роскошных платьях бального толка. Голые плечи, макияж, голые руки и ноги; фотограф сгоняет вас с места с одесской ласковой нахрапистостью. Кричит: «Так! Девчонки! Быстро! на стол! Быстро, танцуем! Время – деньги! Я снимаю! Сели-встали! Ножку туда, ручку сюда!!! Работаем!!!». Ваша снедь сдвигается в бок или уносится; на столе перед вами гарцуют роскошные голые ноги, шуршат бальные платья, сверкает фотовспышка… Все это с криком, шумом, суетой, на первый взгляд почти водевильной. И длится не более десяти-пятнадцати минут – чтобы публика не занервничала. Потом Бешеный Фотограф кричит: «Всё, девчонки! Отработали! Через неделю… (называет дату), во… (называет время), тут же, в полной боевой! Хопчик, все, переодеваться!».


…Бешеным Фотографом был я. Я, конечно, ничего не снимал, бессмысленно, надо кричать, суетиться, щелкать затвором и вспышкой. Хрен тут чего снимешь. Но впечатление производил. А четырьмя моделями в роскошных платьях от «Инесс и К» были Яна, Олеся, Алена и Александра. Четыре непревзойденные звезды сайта и Студии RBF.

Выбор этих девушек был не случаен. Все они находились на пике популярности у поклонников Студии. У всех у них за плечами была уже не первая съемка. Всем им НРАВИЛОСЬ сверкать, в том числе и голыми пятками – и это было главным критерием. Про ноги я уже не говорю – вы уже понимаете, что это были те самые, из «золотой десятки Студии» (которая уже насчитывает несколько таких десятков). Три платья было красных. Одно – белое; в него нарядили жгучую брюнетку Олесю.

Надо ли сообщать, что в назначенный – то есть озвученный Бешеным фотографом день и час арт-клуб «Макондо» был забит до отказа?! Там продавали уже только «входные без столика», потому, что за столиками сидела двойная мера гостей. Добавочные стулья повыносили из всего помещения, притащили даже какую-то лавку. Чуть ли не со двора… Ходить по клубу было невозможно: пространство, отведенное для моделей, ограничивалось, собственно, столиками, барной стойкой, небольшим деревянным парапетом и крохотной сценой.

И соревновались в искусстве обольщения не только девушки.


Вообще, танцы на столе – это уже фривольно. А танцы босиком, когда точеные смуглые ступни мелькают перед тобой, и тут же их снимает фотограф и ты, как Остап Бендер на пляже, можешь игриво ухватить за щиколотку… В-общем, Эрос парил над нами, я даже видел этого красивого самца, незримо парящего над потолком. Стриптиз тут отдыхает; стриптиз – это пошло. Тут была изюминка.

Конечно же, один я не смог бы объять вниманием всех четырех девушек. Да и некогда было в организационных хлопотах (мое фото, сделанное Андреем Пашисом, открывает эту серию мемуаров). Я пригласил всех своих коллег. Кого мог: того же Пашиса, председателя академгородковского фотоклуба «Мудрец», Анну Фоминых, работавшую у меня в офисе «Любимого дела», Александра Шмелева, еще кого-то – право, не помню. Назвал только тех, фото которых в итоге было выбрано жюри. Каждый из фотографов на полчаса получал одну из моделей в своей полное распоряжение. Мог ее сажать, ставить, класть, как куклу – а модель чаще всего и является «куклой»! – как ему вздумается. Потом, он должен был представить снимки Оргкомитету, и в третий (!!!) раз арт-клуб «Макондо» приглашал посетителей уже на церемонию награждения.


Коллеги мои старались, как могли. Они, конечно, сдержанно меня благодарили за любезно предоставленную натуру – но я-то видел алчный блеск в глазах; разве что не было его у Ани Фоминых, ну это понятно, она сама женщина… А наши мужики писали, образно говоря, кипятком. Кстати, про это: в туалет стояли очереди, и не только потому, что было много желающих: в этом, безусловно красивом месте, на фоне голубой плитки, кто-то из моих коллег лил на великолепную ступню Яны серебряные струи воды… Фотосессия, особенно у профи, это процесс долгий, муторный, выматывающий – и страждущим приходилось отбивать чечетку перед вожделенной дверью, не  в силах помешать высокому искусству.

Девушки были в ударе. Ну, вот перед вами снимки. Почти каждый  - шедевр. Анна Фоминых нашла какую-то лампу под старину и давай с ней экспериментировать. Вышла великолепная, художественно-лаконичная картинка, которую мы использовали в обложке диска № 250 Ltd: это ступня Алены в багровом свете лампы! Яна сыграла такую вампиршу, что Дракуле впору было нервно курить в сторонке: вот ее крик в камеру на фото Андре Пашиса! До сих пор это одна из самых сильных фотографий, которые я видел: отчасти из-за накладных «когтей» (которые я очень не люблю у женщин, но для Яны… ох, божественной Яне можно все простить!). Саша Шмелев нашел зрителя, который в буквально смысле лег под босые ножки участниц – сакраментальное фото, конечно, и подтекстом, не без этого…  Я думаю, что, коль скоро мы не стесняемся говорить о футлаверах, они сейчас должны рвать на себе волосы: такого наслаждения, как в «Макондо», они точно нигде не получат. И они, там, вероятно, были.


Шмелев много работал с Олесей; я счастлив этим, потому, что девушка, действительно того заслуживает – она превратилась из «пацанки» в маленькую принцессу, к ней бы очередь выстраивалась – примерить хрустальную туфельку, если бы таковые у нас были. Также и Андрей Пашис, и Саша Шмелев облюбовали «грот», крохотную комнатку с каменными стенами, в корой посетители обычно курили кальян. Пашис туда посадил девушек и они сделали «картину трёх обезьянок» - не вижу, не слышу, не говорю. Ну, а Саша Шмелев разыграл «мою» карту, с нежными поцелуями моделей… Ну и чо?! Кто после этого извращенец, простите? Это я шучу так. Все они – и Пашис, и Шмелев, профессионалы высочайшего класса, мастера, я видел их работы и преклоняюсь перед их талантом. Все, что они не делали бы – априори блестяще, и никакие моральные критерии тут неуместны.

RBF-Информ, сентябрь 2004 г.


Книга профессора Клариссы Хэлбратт, работающей в Лондонском Исследовательском центре биокинетики, опубликовала в британском издательстве "Грассман" - это монография "Золотые ножки мира: от Марлен Дитрих до Холи Берри". Книга, вероятно, выйдет в России в конце этого года, в издательстве "Амфора" - ну, а пока ее отрывки перепечатывают некоторые женские журналы. Степень скрупулезности, с которой профессор Хэлбратт собирала сведения о "босоногих звездах", удивительна. Как рассказала сама Кларисса Хэлбратт корреспонденту газеты "Сан", "...ближайшее десятилетие станет триумфом внимания к ногам - сначала к женским, а затем и к мужским. Победное шествие босоногих символов рекламе, используемой для подтверждения ощущений чистоты, естественности и природной силы, будет играть все большую роль... Я изучала эту проблему беспристрастно, как медик, психолог и историк". Кстати, сама 46-летняя профессор Хэлбратт в юности увлекалась идеями хиппи, затем окончила два университета, получив три образования, и в числе своих личных привычек имеет босоногие пробежки по набережной Темзы практически в любую погоду и вождение босиком личного автомобиля.

   

Вот что пишет она в своей книге: "...Вообще нет лучшего способа показать красоту ног, как через танец. Искушенная женщина будет танцевать босиком или в чулках, где бы она ни была - в снегах Сибири или же под солнцем Аргентины. Многим кинозвездам удавалось это сделать с блеском. А эпизоды, в которых они с азартом танцуют, становились самыми эффектными мгновениями фильма. Можно вспомнить танцующую босиком Аву Гарднер в "Босоногой графине" и ее великолепные, скульптурной лепки ноги. Необыкновенно хороша Анита Экберг в танцевальном эпизоде из "Сладкой жизни". Она порхает, словно диковинная бабочка, залетевшая на свет огней загородного ресторана. Полы ее длинного платья взлетают вверх, распахиваясь подобно вееру и открывая окружающим ноги, словно высеченные из белого мрамора. Окружающие мужчины - на грани оргазма, а она, сбросив туфли, кружится в беззаботном хороводе, громко смеясь и крича, опьянев от танца, свободы и жадных мужских взглядов.


Столь же пьянящий и откровенный танец исполняет и Бриджит Бардо в фильме "И Бог создал женщину". Черный оркестр отбивает безумную мелодию, а героиня Бриджит с разметавшимися волосами, поднятой чуть ли не до плеч юбкой демонстрирует свои стройные, длинные ноги и откровенный, бесстыдный танец. Его сексапильность немало обеспечивается ее босыми ступнями, на которых пристально фиксирует свой взгляд кинокамера. И как не вспомнить эффектный эпизод из "Титаника": танцующую на нижней палубе среди простолюдинов Кейт Уинслет, когда, собрав всю энергию, высоко подняв юбки, она встает на высокие полупальцы. А влюбленный герой Леонардо Ди Каприо не может оторвать восторженного взгляда и от танца, и от сильных, упругих ног Уинслет, затянутых в черные чулки. Несмотря на очевидную полноту самой Кейт, ноги у нее действительно безупречные..."


...Мы уже рассказывали о книге профессора Клариссы Хэлбратт, работающей в Лондонском Исследовательском центре биокинетики, опубликовала в издательстве "Грассман" монографию: "Золотые ножки мира: от Марлен Дитрих до Хелли Берри". Эта книга готовится к изданию России, но некоторые женские издания уже опубликовали отрывки из этой книги. Мы также не можем пройти мимо такого солидного обобщения роли женских ножек в мировой культуре и продолжаем знакомить посетителей сайта с отрывками из нее, посвященными той или иной знаменитости. Сегодня - информация, найденная профессором Хэлбратт об Одри Хепберн - одной из знаменитых "босоножек Голливуда" прошлого века.

   

"...Другая обладательница великолепных ног - Одри Хепберн. Ее облик напоминал о сказочной фее. И естественно, что у такой феи ноги могли быть только волшебными. В юности Одри некоторое время училась в балетной школе, работала танцовщицей и моделью. В те времена не было обязательного требования занятий в "балетках", и юная Одри чаще всего репетировала босой - несмотря на не очень теплые и зачастую, дощатые полы танцзалов. Нередко и возвращалась домой босиком по улицам, экономя на обуви. А когда стала сниматься в кино, то покорила зрителей и кинорежиссеров своей непосредственностью, удивительной грацией и врожденным аристократизмом. При этом Одри могла запросто разуться на вечеринке, и, держа в одной руке туфли, а в другой бокал мартини, непринужденно беседовать об искусстве с послом Франции в США... Живая как ртуть, Одри обладала легкой, изящной походкой. А ее аккуратные, изящные, стройные ножки, казалось, едва касались земли.

   

Как-то во время съемок фильма "Кровная связь" уже за полночь актеры собрались на ужин со спагетти. Неожиданно появилась Лайза Минелли и произнесла восторженный тост в честь Хепберн. Одри была так взволнована, что от радости тут же сбросила свои туфли, напоминающие сандалии, вскочила на стол и стала танцевать. К восторгу и удивлению всех собравшихся, своими ловкими босыми ногами она не разбила ни единой тарелки!".


«Макондо» на три часа стала территорией какого-то сумасшедшего, но тем не менее совершенно не криминального разгула. Абсент и коньяк лились рекой. Ваня Дыркин пытался что-то снимать на видео: первое видео в истории сайта, но я потом посмотрел запись и ничего, кроме каких-то смазанных удовольствием – как будто маслом! – лиц и тающих картинок девичьих ступней, не обнаружил. И если бы не было конкурсных фото, то мы так и не увидели, что там творилось… каждая из четырёх наших звёзд играла свою, особенную роль; Яна изображала Злую Фею и гримасничала в камеру, Алёна показывала образ донельзя смущенной инженю. Олеся казалась Золушкой, впервые попавшей на бал, ну, а Александра царственно принимала знаки поклонения своим безупречным ногам…


Кассу сняли в этот вечере в «Макондо» ДВА РАЗА. Вы еще раз прочтите – два раза за вечер полностью сняли стандартный кассовый сбор. И он продолжался. Во время церемонии награждения (не пишу, кто победил, потому, что не помню, а в новостной ленте сайта за это время – обидный провал!) кассу снова сняли два раза. Ну, это уже никого не удивляло… Кати, помимо великолепных фото от мастеров, которыми девушки могут гордиться, победительницы – приз симпатий, получили еще некоторую сумму от арт-клубе: как не хотел партнер Ивана Дыркина связываться с денежным вознаграждением – а пришлось.

Я-то был в курсе, сколько они заработали.


….На улице во время всего шоу стояла очередь.

Когда модели, уже переодевшиеся в обычную одежду, упорхнули в такси, какой-то варнак об этом немедленно возвестил и разочарованные люди, не дождавшиеся возможности войти, моментально разошлись.

«Вакханалия в Макондо» - так Студия назвала этот диск. Было продано ровно 100 экземпляров версии Limited, потом еще 30 по спецзаказу – с «сырыми» кадрами для обработки фотохудожникам; и потом еще мы сделали около полусотни во время специальной фотосессии, испрошенной Алексеем Пейко из Студии HAMBURG, уже не платьях от «Инесс», а в джинсовом прикиде – тоже феноменальное зрелище, я надеюсь, что сайт тоже покажет этот фотосет в ретроспективе.


Собственно, что сказать напоследок? Это было пиршественное мероприятие. Никогда еще, даже во время Фестивалей Босоногой Моды, мы не могли наблюдать, как сильно босоногая красавица «заводит» публику и главным образом, соответствующий пол (про нетрадиционных я не говорю – у них своя свадьба!). И вы можете мне с пеной у рта доказывать, что женская ступня – это суповой набор косточек и сухожилий с добавлением мяса, чтобы передвигаться на каких-либо современных копытах цивилизации, и более ничего. Я вам не верю. Я видел… Я знаю, что это – предмет восхищения.

И точка.

(продолжение следует)

Все фото: http://rbfeet.com/foto/nnskp/1361.htm


Подготовлено редакционной службой портала «Босиком в России». Фото Вл. Майбаха, Анны Фоминых, Андрея Пашиса, Александра Шмелёва. Рассказывал Вл. Майбах. Записал Игорь Резун.

Все права защищены. Копирование текстовых материалов и перепечатка возможно только со ссылкой на rbfeet.com. Копирование фотоматериалов, принадлежащих Студии RussianBareFeet, возможно только с официального разрешения администрации портала. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала, размещенного на данном портале, и не желаете его распространения, мы удалим его. Срок рассмотрения вашего обращения – 3 (трое) суток с момента получения, срок технического удаления – 15 (пятнадцать) суток. Рассматриваются только обращения по электронной почте на e-mail: mordella@ngs.ru. Мы соблюдаем нормы этики, положения Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».